«Друзей моих прекрасные черты. Старость меня дома не застанет»

«Друзей моих прекрасные черты. Старость меня дома не застанет»

Картина из раннего детства: вечер, керосиновая лампа под потолком, взрослые и дети за рукодельем – прядут, вяжут носки, рукавицы для фронта. Кто-то из старших, взглянув на склонившихся над спицами девочек – трёх сестёр, произносит стихи любимого Пушкина: «Три девицы под окном…»

Зоя Федотовна Тарабрина – одна из трёх сестричек – родилась в старинном уральском селе Сарайчинка, близ Каспийского моря, на сретенье Европы и Азии. Семья жила в рыболовецком колхозе, которым руководил её отец, сам родом из уральских казаков. Колхоз занимался промыслом красной рыбы; в прежние времена, говорят, этот деликатес отсюда поставляли к царскому двору…

Несмотря на тяготы военного времени, то поколение получило тогда заряд терпения и мужества, энергию победы, надежду на лучшее.

Склонность к литературе привела её в Гурьевское педучилище, затем на филологический факультет педагогического института. Довелось работать в сельской школе, учить ребят из детдома русскому и литературе, она была организатором пионерской работы в лучшей по тем временам школе Гурьева. Однажды обстоятельства привели молодую учительницу  в цех журналистов. Не без страха согласилась она занять место редактора газеты Западно-Казахстанского сельхозинститута в городе Уральске. Пришлось осваивать профессию журналиста, что называется, с нуля. То есть постигать тонкости работы корректора и корреспондента, редактора и администратора. Новое занятие пришлось по душе: она попала в самую гущу молодой, кипучей жизни, надежд, свершений. Мало-помалу приходил опыт, вырабатывались качества, необходимые в профессии – быстрота реакции, внимание к деталям, настойчивость, способность «принять огонь на себя». В 1971 году вступает в Союз журналистов. Тогда она уже работает в областной газете«Приуралье».

Пришлось немало поездить, многое повидать. С восторгом вспоминает Зоя Федотовна путешествие по Уралу, величавую Волгу, красоты Енисея, незабываемые встречи на северных окраинах страны. Она может говорить об этом без конца.

Ещё одна её черта – готовность к переменам. Когда, в 1980 году, её мужу, профессиональному энергетику, предложили переехать в Орёл, чтобы поработать на «орловскую непрерывку», она согласилась без колебаний. Не пугала жизнь в гостинице, устройство на новом месте, неопределённость с работой.

В Орле она возглавила отраслевую газету «На стройках Нечерноземья», информационно поддерживая почин орловского руководства. Наступившие вскоре в стране перемены многое изменили, разрушили, в том числе и перспективную программу строителей. Зоя Федотовна ещё будет редактировать ведомственную газету «Строитель», публиковать статьи в областной печати для полосы в газете «Человек и природа». Кризис конца 90-х годов разрушил её планы: закрылась газета «Строитель». Она осталась не у дел. Но деятельный характер редактора искал выход из тупика. Накануне 70-летия «Орёлстроя» она написала открытое письмо руководителю компании с призывом возобновить выпуск газеты «Строитель». Инициатива обратилась неожиданным предложением: создать в кратчайший срок (3 месяца!) музей истории «Орёлстроя». Она согласилась.

Каково это – осваивать новое дело, собрать «с нуля» коллекцию, выработать концепцию, построить экспозицию, наладить экскурсионную работу и самой стать блестящим экскурсоводом! Музей вместил в себя историю отрасли и судьбы сотен строителей, чей самоотверженный труд возродил Орёл из пепла. За музейными экспонатами стоят поиски, встречи с ветеранами, с их потомками. Одним из волнующих открытий стала история  организатора восстановления Орла в далёком 1943 году А.Х. Рубина.

С волнением вглядываюсь в выцветший редкий снимок: запечатлен разбор завалов подорванного немцами здания будущего литературного музея Тургенева. Невольно рождается ощущение связи с тем героическим поколением.

– Какая же из Ваших профессий Вам дороже всего, – спрашиваю я Зою Федотовну.

– Журналистика, – без колебаний отвечает она. – В этом деле встречи с людьми позволяют почувствовать богатство и глубину жизни. Может быть, поэтому в литературе мне ближе всего очерк. Люблю «Записки охотника» Тургенева, «Окаянные дни» Бунина, ранние рассказы Горького.

Она и сама стала мастером очерка. Её интересы обращены теперь к жизни литературного Орла. Она входит в редакцию альманаха «Русское поле», пишет репортажи о путешествиях Тургеневского общества «дорогами Тургенева» – в России и за рубежом. За много лет плодотворной работы в журналистике она награждена Знаком «За заслуги», юбилейной Тургеневской медалью. И ничто не кончается… Впереди – новые дороги. Накануне Нового года наш тост – за Вас, дорогой друг, за новые надежды и свершения.

В. Лыгин.