"Падающая в бездну"

"Падающая в бездну"

… Я хочу быть с тобой и сейчас, и после жизни, ты мой  Бог, и я достойна подвенечной вуали, ты слышишь!

— Я не могу сделать больно своей жене, давай поговорим позже…

— Ты делаешь больно мне.

— Оставим все как есть, умоляю тебя.  С завтрашнего дня будем встречаться чаще, мне удалось снять комнату возле вокзала, люблю тебя, мой ангел  (диалог-реконструкция).

Этот диалог — совсем не из современной мелодрамы, он  уносит нас к гулкому перестуку  копыт лошадей, мчащих крытые кареты по Питерской мостовой, звону колоколов и рождающемуся хмурому, обреченному утру. Таких рассветов будет немало, и длиться они будут долгих  четырнадцать лет.

Фотопортрет  Елены Александровны Денисьевой либо просто малоудачен, либо  действительно наполнен какой- то темной негативной энергетикой, безнадежной, тянущей,  как фосфорицирующее болото, болезненной как петербургские трущобы Достоевского. Юная нимфа Амалия со здоровым румянцем, и « веселой беспечностью», открывающая список немецких муз, дарит Теодору заряд поэтической силы и  жизнелюбия. Элеонора фон Ботмер залечивает «боль не закрывшихся ран» поэта, сочетая в себе черты и нежной жены и чего-то неуловимо материнского.  Защищает от пронизывающего ветра жизненных невзгод и вдохновляет точеной красотой  навсегда  верная Эрнестина. Всем им, кроме Елены, Федор Иванович готов сказать «да», прямо глядя в глаза священника, и нежно поправить скользящую у лба подвенечную вуаль.

      « Партнер» — так нейтрально именуется Елена Денисьева в Википедии, заканчивая список семейных отношений поэта. Термин « любовница»  литераторы стараются избегать. Хранила безмолвие и сама  влиятельная Эрнестина,  ведь слишком хрупки лепестки засушенных в гербарии роз, так не любящих, чтобы их ворошили. То была даже не aduIterium  в цивилистическом понимании,  ибо отношения с Еленой были не временными и случайными. Скорее, здесь прослеживается так называемый конкубинат. Именно так определяли античные традиции наличие у мужчины еще одной, постоянной женщины, помимо законной жены, хотя дети ее были незаконнорожденными. Творцы права, сами, будучи мужчинами, пытались, как то оправдать  вечную во все времена склонность мужчин  к  полигамным началам.

     Матрицей существования человеческого общества является его внутренняя  саморегуляция правовыми и социальными мононормами. Во вторые входят такие понятия, как мораль, традиции, религия, представления о добре и зле.  И, если первые еще можно как-то обойти, то нарушение вторых  неумолимо начинает процесс распада  человеческой души, подобно кариесу, исподволь тихо убивающему плоть.

      О том, какие внутренние барьеры, помимо внешних запретов,  в то время преодолевали девушки, осмелившиеся на  добрачную связь и  отношения, свидетельствует эпизод из воспоминании  смолянки Е. В.  Водовозовой .  Это предостережение-угроза дяди  Е .В. Водовозовой  в ее адрес, когда ее старшего брата, навестившего ее в Смольном, классная дама приняла за постороннего, друга младшего, которого она знала в лицо : « Но если в твою головенку когда-нибудь заползет дикое и пошлое желание на самом деле поцеловать чужого мужчину, в чем тебя заподозрила мадам Тюфяева, потому что у тебя чертики бегают в глазах…берегись! Тогда тебя не придется исключать из  института. ( При этом он страшно расширил глаза). Я в ту же минуту явлюсь сюда и своими руками…своими собственными руками оторву  тебе  голову…задушу, убью».  Подобные сцены  на данную тематику — далеко не единственные  в  описании тогдашних нравов.

      Ничего не смог в утешение призвавшему его и страдающему в опустевшей квартире Тютчеву  сказать и Афанасий Фет. Сам переживший потерю, и знающий тысячи оттенков слов, случайно ли? Его любовь — была чистой и романтичной связью двух душ, Мария – ангелом, незапятнанной белой розой, погибшей на рассвете своего утра, любовь же его друга – плотской, вожделеющей, эгоистичной, некрасиво  деформированной в треугольник, тянущей во тьму.

Отнесшая все свои украшения в церковь, Елена грубо нарушает две важнейшие из семи христианских заповедей (« Не прелюбодействуй» и « не сотвори себе кумира», называя возлюбленного Боженькой). Она делает несчастной свою тетю, своих детей, обрекая их на недоразумения и унижения как незаконнорожденных.

И тогда неумолимая бездна начинает всматриваться уже —  в нее.

 

Научный сотрудник Музея писателей-орловцев         Конышева В.Е.