Дворянская усадьба В.А. Шеншина в селе Кривчиково Кромского уезда: история и современность

Дворянская усадьба В.А. Шеншина в селе Кривчиково Кромского уезда: история и современность

Г.А. Тюрин (г. Орел)

 

Дворянская усадьба В.А. Шеншина в селе Кривчиково Кромского уезда: история и современность

// Тургеневский ежегодник 2020 года/ Сост. И ред.- Л.В. Дмитрюхина, Л.А. Балыкова.- Орел: Издательский Дом «ОРЛИК», 2020.- 420 с.   

 

Известно, что Шеншины сопричастны творческим биографиям И.С. Тургенева и А.А. Фета. Н.М. Чернов подчёркивал, что «почти пять столетий род Шеншиных служил, да и теперь ещё служит России».[1] Дворянскую усадьбу села Кривчиково Кромского уезда Орловской губернии, удалённую как от Орла, так и от Спасского-Лутовиново, И.С. Тургенев не посещал, но тургеневский след на долгие годы остался на кромской земле. Владелец поместья Владимир Александрович Шеншин был яркой личностью, заметно выделявшейся среди современников и входившей в ядро орловской дворянской аристократии. Носитель знаменитой фамилии, бессменный предводитель уездного дворянства, просветитель, В.А. Шеншин с глубоким почтением хранил память об известном писателе-земляке.

 

Кромской помещик И.С. Тургенев

 

Известно, что после кончины В.П. Тургеневой между её сыновьями Н.С. и И.С. Тургеневыми произошёл раздел наследства. Младшему из них – Ивану Сергеевичу – досталось «оставшееся движимое и недвижимое имение, состоящее в Курской, Калужской, Орловской, Тульской и Тамбовской губерниях». В орловском крае, наряду с сёлами Спасское, Тапки [Топки] и сельцом Хмелевое, писатель владел сельцом Холодово и деревней Кочевой, находившимися в Верхне-Боевской волости Кромского уезда. С этого времени в некоторых официальных документах И.С. Тургенев стал именоваться кромским помещиком.

В Российском государственном историческом архиве сохранилось «Дело о выкупе временно-обязанными крестьянами у помещика Орловской губернии Кромского уезда Коллежского Секретаря Ивана Сергеевича Тургенева сельца Холодово и деревни Холодовой…».[2] Из документов явствует, что крестьяне двух имений («в числе 182 души») «по объявлению владельца Коллежского Секретаря Ивана Сергеевича Тургенева приобретают в собственность с содействием Правительства отведённый им по уставной грамоте надел в количестве 459 десятин 1966 сажень, за пользование которым назначено оброка 1422 руб.[ля] 47 1/2 копеек» (л. 2).

В архивном деле имеется «Уставная грамота Орловской губернии Кромского уезда сельца Холодова и деревни Кочевой Коллежского Секретаря Ивана Сергеевича Тургенева», рассмотренная Кромским мировым съездом 10 ноября 1862 года; а также «Приговор сельского схода Холодовско-Кочевского общества» от 24 августа 1869 года, письмо И.С. Тургенева Н.А. Кишинскому о выдаче доверенности и другое. Примечательной является копия «Вводного листа», выданного в 1856 году «кромскому помещику» И.С. Тургеневу. Этот документ характеризует историческую эпоху и содержит краткое описание полученных в наследство кромских имений.

«По Указу Его Императорского Величества дан сей вводный лист Временным отделением Кромского земского суда кромскому помещику коллежскому секретарю Ивану Сергеевичу Тургеневу в том, что он Г-н Тургенев во исполнение Указа Орловской Палаты Гражданского суда от 12-го апреля 1855 года за № 4461-м в доставшиеся Ему по раздельному акту учинённому с братом Его Надворным Советником Николаем Сергеевичем Тургеневым писанному и совершённому в той же Гражданской Палате 8-го марта 1855 года после умершей матери их Полковницы Варвары Петровны Тургеневой движимое и недвижимое имение состоящее Орловской губернии Кромского уезда в сельце Холодове и деревне Кочевой, в которых по сказкам 9-й ревизии числится в Холодове 123 и Кочевой 83 всего мужеска пола двести шесть душ с их жёнами и семействами равно с принадлежащему к тому имению землёю в разных дачах и пустоши Филиповой господским деревянным домом и другим строением плодовитым садом и со всеми угодьями а также крестьянским строением скотом и птицею и со всеми к этому имению принадлежностями, при нижеписанных сторонних людях во владение введён без спорно» (л. 26).

 

Шеншины-тёзки из Мценска и Кром

(к проблеме идентификации личности)

 

Поскольку род Шеншиных являлся многочисленным и разветвлённым, необходимо идентифицировать личность владельца села Кривчиково. Проблема заключается в том, что нами выявлены три полных тёзки, имевших одинаковые имена, отчества и фамилии. В некоторых опубликованных работах проявляется явная путаница в их определении.

В двух письмах А.А. Фету, написанных в марте 1873 года, Л.Н. Толстой упоминал «Шеншина молодого»: «Радуюсь тому, что вы послали пастись [в предыдущем письме эта фраза переведена с французского как «послали к чорту» – Г.Т.] Шеншина, племянника <…>».[3] В примечаниях к письму от 1 марта 1873 года уточняется: «Владимир Александрович Шеншин (р. 1854) – племянник А.А. Фета, сын сестры его, Любови Афанасьевны Шеншиной», которому дядя-поэт отказал в наследстве. Отцом племянника был Александр Никитич Шеншин – «один из членов так называемой “волковской”» (по усадьбе Волково) ветви мценских Шеншиных.

Другой Владимир Александрович Шеншин (1814-1873) – орловский помещик, с 1841 года поручик, предводитель дворянства Мценского уезда. Владелец усадьбы в селе Дальнее Волково известен литературоведам, изучающим творчество М.Ю. Лермонтова и И.С. Тургенева. Он учился вместе с Лермонтовым в Московском университете и Школе юнкеров. Автор «Героя нашего времени» посвятил В.А. Шеншину стихотворение «К другу В. Ш.».[4]

В селе Дальнее Волково (ныне Мценского района) на мемориальной доске бывшего усадебного дома выбиты примечательные строки А.А. Фета: «Сколько лиц пировало в этой зале за хлебосольным столом хозяина… Мы не раз встречались с Тургеневым в этом доме…» О В.А. Шеншине неоднократно упоминал в своих письмах И.С. Тургенев. Так, в послании от 15 (27) апреля 1867 года, отправленном из Баден-Бадена Н.А. Кишинскому, писатель, заботясь о передаче адресату «всех дел и бумаг», вспомнил о своём мценском знакомом: «Сообщите мне, кто наш уездный предводитель; Владимир Александрович Шеншин?»[5] В письмах И.С. Тургенева появлялось не только имя В.А. Шеншина, но и его дочерей – Варвары Владимировны (р. 1845, в замужестве Рючи) и Марианны Владимировны (р. 1841, в замужестве Сологуб).

Образ мценского предводителя дворянства входил в литературно-художественное творчество писателя. Так, в подготовительных материалах к роману И.С. Тургенева «Новь» среди прототипов героев выделены Шеншин Владимир Александрович и Шереметев Александр Васильевич. В комментариях отмечается: «Орловские помещики, знакомые Тургенева; первый – мценский уездный предводитель дворянства, второй – орловский губернский предводитель дворянства и почётный мировой судья в Мценском уезде». [6]

Из «Родословного сборника русских дворянских фамилий» явствует, что родство представителей мценской и кромской линий расходятся в III-ем поколении. Мценская ветвь идёт от Леонтия Самойловича (№ 5), а кромская линия восходит к его брату Фёдору Самойловичу (№ 4). Оба Владимира Александровича Шеншина относятся к XI-ому поколению двух отдалённых ветвей одного рода. [7] Предки В.А. Шеншина, помещика села Кривчиково, – представители военного дворянства: прапрадед Семён Григорьевич (№ 96) служил поручиком Киевского гарнизонного полка, прадед Иван Семёнович (№ 137) и дед Алексей Иванович (№ 174) – прапорщики, а отец Александр Алексеевич (№ 207) – штабс-капитан. По метрическим книгам сельской церкви (ГАОО) нами выявлены сведения о сестре В.А. Шеншина – «дворянке Марии Александровны Шеншиной» и о его брате – «отставном артиллерии поручике» Александре Александровиче, умершем в 1899 году, похороненном в церковной ограде.

Автор книги «Кромское Поочье», ссылаясь на утверждение сельского учителя, отмечал, что «В.А. Шеншин доводился двоюродным братом известному поэту А.А. Фету».[8] Примечательно, что А.А. Фет-Шеншин и В.А. Шеншины, предводители кромского и мценского дворянства, являлись представителями XI поколения. Однако родословие литератора-лирика ближе к ветви мценского родственника, но расходится с ней в VIII колене. Линия А.А. Фета-Шеншина идёт от Петра Афанасьевича (№147), ветвь владельца усадьбы Дальнее Волково – от Алексея Афанасьевича (№ 142).

 

В.А. Шеншин – владелец села Кривчиково

 

В книге Павла Александрова «Орёл. Материалы для описания Орловской губернии» содержатся краткие сведения о В.А. Шеншине: «<…> окончил курс в Стр. Уч., на действительной службе с 3 июля 1856 г. <…>».[9] Комментируя эту статью, В.А. Агошков в заметке «Драматург Владимир Шеншин» отмечал: «<…> окончил курс в Стр. Уч. Видимо, Строгановском училище. Заметим, что оно готовило художников декоративно-прикладного искусства, основанное в 1825 году графом С.Г. Строгановым. <…> Всё это говорит о том, что был В.А. Шеншин высокообразованным человеком» [10] Эти пояснения вызывают сомнения. С 1843 по 1860 годы училище именовалось Второй рисовальной школой, имя своего основателя (Строгановское училище технического рисования) оно получило только в 1860 году. В уставе учебного заведения подчёркивалась практическая направленность обучения: «<…> образование рисовальщиков и орнаментовщиков для мануфактурных производств и мастерств и вообще в содействии к развитию художественных способностей в промышленных классах». По окончании училища художникам декоративно-прикладного искусства выдавался диплом на звание учёного рисовальщика. Такое ли образование получил В.А. Шеншин – потомок дворян-воинов?

В книге об Орле П. Александров указывал точную дату избрания В.А. Шеншина на должность кромского уездного предводителя дворянства – 13 декабря 1868 года. Автор «Кромского Поочья» сомневался в хронологической точности этих сведений и предполагал: «… м.[ожет] б. [ыть] 1886 ?» Отмечая, что «губернские и уездные предводители дворянства являлись базовыми элементами общественного самоуправления губернии», В.В. Зотов в статье «Эволюция института предводителей дворянства во второй половине XIX-начале XX вв. (на материалах Орловской губернии)» писал о дворянах-однофамильцах: «Среди уездных предводителей дворянства чаще всего встречается фамилия Шеншиных. В данном случае имеются в виду: ”поручик и кавалер” Шеншин В.А., мценский предводитель дворянства, и кромский уездный предводитель Шеншин В.А., прошедший за почти пятидесятилетний период руководства дворянством уезда путь от коллежского асессора до действительного статского советника. [11] Став предводителем дворянства Кромского уезда ещё в первое трёхлетие работы земских органов самоуправления, В.А. Шеншин встретил на этом посту революцию 1917 года, которая упразднила все ”царские” институты власти и управления, включая и эту должность».[12] Таким образом, автор статьи подтверждает сведения П. Александрова о начальной дате предводительства В.А. Шеншина в Кромском уезде. На этой должности владелец села Кривчиково находился с 1868 по 1917 годы.

В «Исторической энциклопедии орловских деревень» среди владельцев села Кривчиково, наряду с «прапорщицей, вдовой» Матрёной Федотовной (1779), «штабс-капитаном и кавалером» Александром Алексеевичем и «штабс-капитаншей» Пелагеей Васильевной (1854), указан «уездный предводитель дворянства» Владимир Александрович Шеншин. При этом обозначены сроки его владения усадьбой – 1888-1897 годы.[13] Последняя из этих дат вызывает сомнение, поскольку усадьба принадлежала В.А. Шеншину вплоть до национализации в послеоктябрьское время.

В «Сборнике статистических сведений по Орловской губернии. Кромской уезд» содержится описание усадьбы В.А. Шеншина в селе Кривчиково и сообщается: имение родовое, перешло от матери, часть приобретена; управляет имением сам владелец; общее количество рабочих и прислуги – 29 человек; земли – 132,2 десятин экономической запашки. «Помещик жил в деревянном доме, крытом железом, стоимостью 8000 рб. [рублей]. Были: флигель деревянный, кухня деревянная (под железо), контора с людской, птичий и скотный двор, изба, молотильная изба, баня, скотный двор плетнёвый, конный двор деревянный, житный двор деревянный, каретный сарай деревянный, молотильный сарай плетнёвый, рабочий сарай деревянный, амбары, тесовый, соломенный, сторожка леснику, конюшня деревянная. Всего 18 построек на сумму 15075 р.[ублей]. Чистый доход с экономии достигает 2000 р.[ублей] (валовой – 4500)».[14]

В сохранившихся в Государственном архиве Орловской области метрических книгах церкви села Кривчиково отмечалось, что действительный статский советник, позже тайный советник В.А. Шеншин выступал восприемником при крещении детей в семьях отставных солдат, местного священника и земледельцев. Он был поручителем при бракосочетании крестьян.

Будучи человеком просвещённым, предводитель кромского дворянства ратовал за развитие образования в родном крае. П. Александров отмечал: «В.А. Ш.[еншин] выдаётся энергичной деятельностью не только как предводитель дворянства, но и как уездный и губернский земец. Он всю душу свою вкладывает в дело народного образования и развития, неустанно заботясь об устройстве школ, их совершенствовании во всех отношениях. Им устраивались народные спектакли и чтения с волшебным фонарём». [15]

Об основных целях и возможностях народного образования В.А. Шеншин размышлял в публичной речи 1895 года: «<…> свет знания и науки, разгоняя тьму невежества, всегда служил к нарождению славы и могущества тех государств, где он возгорался, и наоборот, когда погасал, подвергал эти государства в полное умственное оскудение и даже в варварство». Предводитель дворянства утверждал, что результативность народного просвещения связана с преодолением сословно-классовых ограничений; образование должно быть всеобщим: «<…> и нужно ли быть пророком, чтобы предсказать полное величие нашей империи, когда, при счастливых задатках русского человека, храм просвещения будет его общим достоянием – достоянием всех слоёв русского общества <…>». Оратор напомнил, что почивший император Александр II призывал земских людей и городское сословие «к попечению о народном образовании». При этом особая ответственность лежит на привиллегированном сословии: «Нам, дворянам, интеллигенции страны, примеру доблести и преданности гражданскому долгу (выражаясь словами ВЫСОЧАЙШЕГО манифеста), [Монарх] предоставил преимущественное попечение в этом важном деле и повелел стать на страже народной школы» [16]

В кривчиковской земской школе в 1903 году обучалось 237 детей, школу грамоты посещало 40 учеников. [17] По сведениям «Адрес-календаря и памятной книжки Орловской губернии на 1910 год», в селе имелись мужская и женская земские школы. Примечательно, что сведения о В.А. Шеншине содержатся в документе 1923 года, выявленном нами в Государственном архиве Орловской области. Так, в материалах Кромского уездного отдела народного образования сохранилась «История Кривчиковской школы». Заведующая А.А. Орлова отмечала: «Кривчиковская школа основана [в] 1893 году на земские средства на земле В.А. Шеншина. Он был Кромской предводитель дворянства. Эту школу земство подарило ему в день 25-летия службы. [18] Он был народник, по его инициативе было много в Кромском уезде построено школ, учеников которых, более способных, он определял в средние и высшие учебные заведения, выдавая им средства до окончания курса. О своей школе он заботился: устраивал детям ёлки, спектакли и сам для них писал комедии и сцены из народного быта. Кривчиковская школа – большое здание, в ней довольно больших три класса и всегда было от 250 до 300 учеников. В эту школу ходили ученики из семи деревень».[19] О литературно-художественных произведениях В.А. Шеншина сообщалось в периодической печати:  «[В.А. Шеншин] …написал несколько пьес для народного театра: “Обездоленный” (сцены из народного быта в 5 действиях) – “Орловский вестник” [18]92 № 319 и т.д.; “Разделились” (сцены из народного быта в 4 действиях)» – Ib., 54 и др.» [20]

По утверждению В.А. Шеншина, в процессе образования выделяются два нераздельных аспекта – «ум, способный на всё плодотворное, великое, и сердце, добрые качества которого составляют истинное достоинство человека и приносят благо обществу». В публичном выступлении он отмечал: «<…> просвещение должно направляться одновременно к торжеству науки, нашей религии и христианской добродетели, той добродетели, которая даёт истинную и прочную славу человеку». Духовное начало, «добродетель» – это идеал, к которому должно стремиться образование. Рядом со школой дворянин-просветитель ставил православный храм.

В.А. Шеншин заботился о сохранении и развитии духовно-нравственных традиций родного села. По утверждению Г.М. Пясецкого, православный приход в Кривчиково образовался в 1734 году. В «Историческом описании церквей, приходов и монастырей Орловской епархии» отмечалось: «Первоначально храм во имя св.[ятой] Параскевы был маловместительный, поэтому в 1784 году был построен из дерева новый обширный храм на средства прихожан в память Благовещения Девы Марии. В 1899 году 20 марта этот храм сделался жертвою огня». Усердием церковного старосты Н.В. Трубицына и предводителя дворянства В.А. Шеншина в 1899 году была сооружена новая временная деревянная церковь во имя святой Параскевы, и в 1902 году началось сооружение каменного храма.[21] Было избрано церковно-приходское попечительство и строительная комиссия, однако до 1917 года закончить строительство и освятить каменный храм не успели. В советское время церковной постройке грозило полное разрушение, однако этого не произошло.

 

Память о писателе-земляке в Кромском уезде

 

Предводитель дворянства Кромского уезда В.А. Шеншин считал, что народное образование достигается двумя путями: обучением в школе и самообразованием, «посредством которому всегда была и будет книга». Эти пути непосредственно связаны между собой: заслугой школы является «пробуждение любви к книге, а это уже шаг к самообразованию, к дальнейшему самоусовершенствованию». Такое утверждение позволяло дворянину-просветителю признать публичные библиотеки «крайне необходимыми общественными учреждениями».

По инициативе В.А. Шеншина Кромская земская публичная библиотека была учреждена в память И.С. Тургенева. В речи на открытии библиотеки предводитель дворянства мотивировал выбор имени «достойного нашего писателя»: «Должная дань его таланту уже воздана не только нашим отечеством, но и всеми просвещёнными странами. Много уже о нём высказано и в печати и в надгробных речах. Много возложено венков на его могилу. Но мы, кромчане, остались до сих пор перед ним как бы ещё в долгу. Он, бывши дворянином и землевладельцем нашего уезда, принадлежал, следовательно, к среде нашей и потому нам особенно близок. Да послужит ныне учреждаемая в память его библиотека нашим венком на его дорогую могилу, и пусть греет в нас память о любимом отечественном писателе, который в течение многих лет своими бессмертными произведениями, поэтические аккорды которых никогда не замолкнут, вливал в наши сердца тепло и свет священного пламени своей поэзии!»

Сведения о состоянии библиотеки содержатся в «Отчёте об открытии и состоянии Кромской земской публичной библиотеки имени И.С. Тургенева…», в информационном сообщении «Орловских губернских ведомостей» и в статье «Что думают и делают в провинции. Литературные вечера в Кромах», опубликованной в столичной газете под псевдонимом «Независимый». Примечательно, что в информационном издании Российской национальной библиотеки «Историко-культурные традиции в деятельности публичных библиотек» опубликованы некоторые материалы Петербургского филиала архива Российской академии наук, включающие данные из фонда Э.А. Вольтера по истории библиотек России (1902-1904 гг.). Особую ценность для проводимого нами исследования имеет анкета, заполненная М.П. Голосовой, заведующей Кромской земской публичной библиотекой имени И.С. Тургенева. Приведём некоторые сведения за 1901 год.

Библиотека находится при Кромской земской управе в двух совершенно отдельных комнатах, одна из них служит кабинетом для бесплатного чтения. Всех томов 2340. [О штате библиотеки:] почётный библиотекарь Шеншин Владимир Александрович (служит бесплатно), действительный статский советник, и помощник библиотекаря Голосова Мария Петровна, вдова титулярного советника, и сторож. В 1901 году состояло подписчиков перворазрядных 29 (платных) и 107 второразрядных (бесплатных). Выдано в течение 1901 года 3573 экземпляра. Спрашивались книги следующих авторов: Тургенев, Лев Толстой, Лесков, Данилевский, Чехов, Сенкевич, Достоевский, Салтыков, Островский, Горький и других. Книги отпускаются на дом [за плату] и читаются в библиотеке. Выдаются книги и в уезде (на расстоянии 50 вёрст). Посетители входят в счёт только те, которые приходят читать в кабинет. В 1901 году перебывало 4055 лиц. Бесплатным чтением на дом пользуются все земские и городские служащие. Имеются каталоги (печатные сброшюрованные) и ежегодные отчёты (рукописные) библиотеки, издаваемые под непосредственным наблюдением почётного библиотекаря.[22]

Заметим, что Тургеневская библиотека, открытая в 1895 году, более 20-ти лет достойно хранила память о прославленном земляке. Здесь служили панихиду об усопшем писателе. На стене одной из комнат висел его фотографический портрет. Начиная с января 1897 года, проводились «общедоступные литературно-музыкальные вечера», которые «усердно посещались» («к чтению дозволены сочинения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, графа Алексея Толстого, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева»). Половина средств, собранных на Тургеневском вечере, была направлена на установку памятника писателю в Орле. Одна из столичных газет отмечала: «Программа каждого вечера составлялась под непосредственным наблюдением Предводительства Дворянства, и он перед началом вечера иногда говорит пояснительную речь к публике, сообщая ей подробности жизни того или иного писателя и очерчивая его литературное значение». При этом подчёркивалось: «<…> хорошая сторона этого кромского начинания заключается в том, что литературные вечера носят не случайный характер, а организованный, то есть является ответом на прямую потребность кромского общества».

В последующее время, характеризующееся разрушениями и утратами, в именовании библиотеки имя писателя-классика оказалось потерянным. В связи с этим необходимо вспомнить слова основателя библиотеки, дворянина-просветителя В.А. Шеншина, которые являются своеобразным завещанием потомкам: «Поддержите, господа, возникающее учреждение, не дайте ему заглохнуть ради тех благих стремлений, из которых оно возникает и в сохранение памяти о достойном нашем писателе И.С. Тургеневе, которому оно посвящается».

Таким образом, при изучении истории одной из усадеб Орловской губернии раскрываются особенности восприятия личности и творчества И.С. Тургенева в среде русского провинциального дворянства в конце XIX – начале XX веков. Среди младших современников писателя выделялись те, кто осознавал особую ответственность за сохранение памяти о прославленном литераторе-земляке. Это давало им мощные импульсы для просветительской деятельности.

 

Послесловие

Село Кривчиково в начале XXI века

 

В настоящее время в селе Кривчиково почти ничего не сохранилось от бывшей процветающей дворянской усадьбы. Только в школьном музее собраны примечательные частицы забываемого прошлого. В советские годы недостроенное кирпичное здание церкви перестроили в школу. Долгие годы строение было заброшенным, от прежнего здания остались только стены. Однако на рубеже XX-XXI веков произошло два чуда. В орловской глубинке был восстановлен замечательный храм и в нём появилась удивительная реликвия – икона святой равноапостольной первомученицы Феклы с частицей её мощей. Верная ученица апостола Павла, пострадавшая в I-ом веке, почиталась более всех святых жён в древней Церкви. Её мощи находятся в монастыре, основанном в IV-ом столетии и расположенном в сирийском поселении Маалюле (Антиохийская православная церковь). [23] В Козельской епархии, не далеко от Оптиной пустыни, основана женская обитель – Успенская Феклина пустынь, где построена в честь святой мученицы единственная в России церковь.[24]

Примечательно, что почти через столетие заветное дело (строительство храма), начатое, но незаконченное владельцем усадьбы В.А. Шеншиным, современником И.С. Тургенева и почитателем его творчества, успешно завершилось. На кромской земле удивительным образом оказываются связаны история (мировая, российская, региональная) и современность: восстановленная церковь, святая христианская первомученица, орловский дворянин-просветитель и писатель-классик.

 

Примечания

 

Автор статьи выражает признательность администрации и сотрудникам Государственного архива Орловской области, учителям Кривчиковской средней школы, директору Кромской центральной библиотеки Г.В. Овсянкиной и заведующей библиотекой Смоленской церкви города Орла Л.В. Дмитриевой за действенную помощь в проводимом исследовании.

 

[1] Чернов Н.М. Тургенев и Фет среди Шеншиных. Электронный ресурс: http://www.turgenev.org.ru/e-book/chernov/turg_i_fet.htm.

[2] РГИА, ф. 577, оп. 26, д. 1463. Электронный ресурс: https://www.prlib.ru/item/895860. При цитировании сохраняются особенности оригинала и далее указывается только лист этого источника.

 

[3] Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. Т. 62. Электронный ресурс: http://tolstoy.ru/online/90/62.

[4] Черейский Л.А. Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. ИРЛИ (ПД); Науч.-ред. совет изд-ва «Сов. Энцикл.»; Гл. ред. Мануйлов В. А.  М.: Сов. энцикл., 1981.

[5] Тургенев И.С. ПСС и П, Письма, т. VI, с. 227-228. Цитируется: Тургенев И.С. Письма (1866-июнь 1867), с. 10. Электронный ресурс:

https://ru.lib.3dn.ru/publ/turgenev_ivan_sergeevich_pisma_1866_ijun_1867 _s._10/1-1-0-3018.

[6] Батюто А.И. Комментарии: И.С. Тургенев. Приложение. Новь // Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем в 30-ти томах. М.: Наука, 1982. Т. 9. С. 564-573.

Электронный ресурс: https://rvb.ru/turgenev/02comm/0209.htm.

[7] Руммель В.В. и Голубцов В.В. Родословный сборник русских дворянских фамилий. Т. 1, 2. СПб., изд. А.С. Суворина, 1887. Т. 2. С. 706.

[8] Агошков В.А. Кромское Поочье. Краеведческие очерки, документы, воспоминания. Орёл: изд-во газеты «Орловская правда», 1997. С. 320.

[9]Александров Павел. Орёл. Материалы для описания Орловской губернии. Рига, 1903. С. 217.

[10] Агошков В.И. Цит. работа. С. 320.

[11] C 1910-х годов В.А. Шеншин значится тайным советником – Г.Т.

[12] Электронный ресурс: http://docplayer.ru/67806200-Uchenye-zapiski-evolyuciya-instituta-predvoditeley-dvoryanstva- vo-vtoroy-polovine-xix-nachale-xx-vv-na-materialah-orlovskoy-gubernii.html

[13] Саран А.Ю. Историческая энциклопедия орловских деревень. 1566-2017 гг. Т.1. СПб-Орёл: Изд-во Среднерус. Института управления – филиала РАНХ и ГС, Изд. Дом «Алеф-Пресс», 2017. С. 473.

[14] Сборник статистических сведений по Орловской губернии. Кромской уезд. Том IV. Вып. II. Изд. Орл. губ. земства. Орёл: Тип. С.А. Зайцевой, 1892. С. 151-155. Материал этого издания перепечатан в книге В.И. Агошкова «Кромское Поочье»(Орёл, 1997, с. 141-142).

[15] Александров П. Цитированная работа. С. 217.

[16] Отчёт об открытии и состоянии Кромской земской публичной библиотеки имени И.С. Тургенева по 1-ое сентября 1895 года. Копия печатного издания хранится в фондах Кромской центральной библиотеки.

[17] Справочная книжка Орловской епархии, Орёл, 1903. С. 90.

[18] Эта дата – ещё одно подтверждение времени вступления В.А. Шеншина в должность уездного предводителя дворянства.

[19] ГАОО, ф. Р-67, оп. 1, д. 150, л. 29. Документ публикуется впервые.]

[20] Александров Павел. Цитируемая работа. С. 217.

[21] Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. Том 1. Болховский – Кромской уезды. Издание Орловского церковного историко-археологического общества. Орёл: Тип. Губернского правления, 1905. С. 458. Сведения о церквах села Кривчиково перепечатаны в книге В.И. Агошкова «Кромское Поочье» (с.328). В иллюстрированном справочнике В.М. Ромашова и В.М. Неделина «Архитектурные древности Орловщины» (Орёл, 2008, кн. 2, с. 49) указаны только деревянная Благовещенская церковь и новый кирпичный безымянный храм с пометами: «Нач. XX в. (после 1905). Восстанавливается».

[22] Чтение в библиотеках России. Информационное издание. Вып. 4. Историко-культурные традиции в деятельности публичных библиотек.  Составитель Ялышева В.В. / Росийская национальная библиотека. Санкт-Петербург, 2004. С. 42-45.

[23] См. книжное издание: Лоза Христова. Святая первомученица равноапостольная Фекла: Житие. Чудеса. Почитание. Молебный канон. Акафист. Составитель монахиня Е. (Введенская). М.: Отчий дом, 2013.  

[24] См. сайт: http://www.fekla-mon.ru/ Успенская Феклина пустынь. Женский монастырь.