К концепции реконструкции сквера Дворянское гнездо и примыкающего к нему склона по берегу реки Орлик

К концепции реконструкции сквера Дворянское гнездо и примыкающего к нему склона по берегу реки Орлик

   Л.А. Балыкова-– кандидат филологических наук, научный сотрудник БУКОО ОГЛМТ, Заслуженный работник культуры РФ, председатель Правления Тургеневского общества в Орле.

  

// Тургеневский ежегодник  2020 года/ Сост. И ред. – Л.В. Дмитрюхина, Л.А. Балыкова.- Орел: Издательский Дом «Орлик», 2020. – 420 с.

 

Дворянское гнездо – часть историко-литературного квартала Орла. Сквер Дворянское гнездо вместе с «Домом Лизы Калитиной», бывшие в XIX веке единым усадебным пространством (усадьба Сафоновых, затем усадьба Гермут), ныне являются памятниками истории и культуры регионального значения и нерукотворным памятником народной любви к Тургеневу. На протяжении ста с лишним лет Дворянское гнездо почитается знаковым местом нашего города, его «визитной карточкой», сосредоточившим память о великом земляке – И.С. Тургеневе и его «самом орловском романе» – «Дворянское гнездо», а также об «орловском сюжете»,  по преданию, положенном в основу романа и о его орловских прототипах, о знаменитых деятелях отечественной литературы и искусства, прославивших этот уголок Орла (Бунин, Андреев, Зайцев, Добужинский, Бальмонт и др), об ученых и общественных деятелях, неустанно добивавшихся его мемориализации и музеефикации[1].

Более ста лет Дворянское гнездо с Домом Лизы Калитиной является местом паломничества почитателей русской литературы и творчества И.С. Тургенева со всех уголков нашей Родины, стран ближнего и дальнего зарубежья[2].

Здесь ежегодно проводятся литературные праздники; в День памяти И.С. Тургенева 3 сентября традиционно проходит церемония возложения цветов к бюсту писателя.

Памятник представляет собой сложный ландшафтный, мемориальный историко-литературный комплекс, имеющий местную историко-культурную составляющую (связь с биографией И.С. Тургенева, с историей создания его романа, с историей увековечения памяти писателя в его родном городе) и не менее значимую литературную доминанту, придающую особенную неповторимость нашему городу, близкую и притягательную для всякого, кто бы ни посетил этот уголок на берегу Орлика.

Представляется, что все указанные составляющие должны так или иначе присутствовать на карте Дворянского гнезда, однако ее основой должен стать роман Тургенева со знаковыми объектами, с маршрутами-судьбами его главных героев.

 

 

Дом Калитиных

 

По нашему глубокому убеждению дом и сад Калитиных в перспективе должны стать единым усадебным ансамблем. Это необходимое условие полноценного дискурса, способного дать адекватное представление о значении памятника. При доме должны быть восстановлены главные усадебные постройки, в том числе, конюшня; последняя предоставит возможность посетителям совершить путешествие в экипаже XIX века по «литературному кварталу», повторяя визиты на Дворянское гнездо Тургенева и его героев. Это придаст дополнительную привлекательность всему проекту, включая коммерческую составляющую.

Дом Лизы Калитиной, несомненно, исходный, главный объект комплекса. Здесь должен найти воплощение образ главной героини – Лизы – идеальной «тургеневской девушки». История ее воспитания, ее духовная близость традициям русского семейного уклада, ее приверженность православию – вот перечень задач, которые могли быть решены в процессе построения музея, посвященного «тургеневской девушке». «Кульминацией» экспозиции, своего рода ее сердцем, должна стать «светелка Лизы» в верхнем этаже дома с негасимой лампадой перед иконами. Думается, подобного музея «тургеневской девушки» с ярко выраженным национальным характером героини в его чистоте, цельности, религиозности в России до сих пор не существует. В нашей «топографии» героиня спускается в сад из своей «светелки» (символически – со своих духовных вершин), чтобы пережить волнующую историю любви, ставшую для нее испытанием на верность христианскому идеалу.

Продолжая затронутую тему, отметим необходимость музыкальной «инструментовки» пространства, с этой целью можно было бы использовать одноэтажное строение XIX века на углу ул. Октябрьской и ул. 7-го ноября, которое порой называют «Домом Лемма». Именно отсюда могла бы звучать взволнованная музыкальная тема – «песнь торжествующей любви».

Кроме того, раз в году, в летнее время стены дома Калитиных могут быть использованы для светового шоу: портреты известных и неизвестных жителей Орла былых времен пройдут перед современными обитателями города: так, воочию, осуществится важная для Тургенева, да и вообще, для отечественной литературы, тема встречи и единения поколений.

 

Сквер «Дворянское гнездо»

 

Черты «сада Калитиных» уже присутствуют в сквере: липовые аллеи, малинник, кусты сирени. Они могут быть дополнены упомянутым в романе кустом орешника, цветочной клумбой, которая может присутствовать в качестве значимого объекта как «цветник Лизы». Полагаем уместным здесь разместить небольшой розарий из крупных сортов роз – алых, белых и желтых. Цветник с древних времен звался на Руси «рай-городок» и воплощал мечту о царствии небесном. Цветник видится в садовом пространстве как некий лейтмотив повествования, раскрывающий особый духовный мир главной героини.

Кульминация любовной истории героев происходит в саду. «Скамейка Лаврецкого», где герои объясняются в любви, и где они переживают неповторимые мгновения счастья, может быть дополнена тактично вписанным в зеленую среду камнем с запечатленным на нем текстом из романа: «… для них пел соловей, и звезды горели,  и деревья тихо шептали…»

Момент расставания героев, когда решается их судьба и делается выбор дальнейшего пути, предлагаем обозначить скульптурной группой, расположившейся на дальней смотровой площадке сквера, укрытой зеленью: Лаврецкий едва держит Лизу за кончики пальцев; взгляд девушки устремлен вдаль – к куполам церкви архангела  Михаила.

Финал любовной истории может быть также обозначен текстом из романа, расположенном в виде горельефа на его внутренней стороне и обращенном к новым поколениям, которые придут в сад Калитиных.

Важная тема романа Тургенева – тема единения поколений может найти свое воплощение в саду Калитиных: скамеечка Марфы Тимофеевны с забытой псалтырью, кресло Марьи Дмитриевны, детские качели в уголке сада.

Склон по берегу реки Орлик,

примыкающий к скверу «Дворянское гнездо»

 

Более сложным представляется на карте Дворянского гнезда путь главного героя – Лаврецкого. Это дорожка к дому Калитиных – по склону вдоль Орлика, вверх – навстречу любви и новой жизни. Этот путь знаменует возрождение и духовное восхождение героя. «Тропа Лаврецкого» ведет героя от нынешнего Дома литераторов, вдоль берега, до зарослей сирени, которые теперь образуют «лабиринт Лаврецкого» (символически он воплощает блуждания героя после крушения его семейной жизни). В центре «сиреневого лабиринта» (бывшего во вкусе в садово-парковом искусстве XVIII- начала XIX вв.) возможно обустроить «сиреневую беседку», где с помощью световых эффектов возникают «тени былого»: рано умершая мать Лаврецкого, его отец, покинувшая его жена Варвара Павловна.

Близость героя к простому народу  – он сын дворянина и крепостной – возможно подчеркнуть фигурой Несмертельного Голована на берегу Орлика: герой Лескова, по преданию, жил в этих местах.

Повторимся, самый ландшафт сквера и прилегающего склона с подъемом по «тропе Лаврецкого» в «Сад Калитиных» позволяет воплотить идею духовного восхождения героя после пережитой семейной драмы. С другой стороны, тот же маршрут в своей нисходящей линии знаменует путь героя в толщу народной жизни, начало деятельности в помощь «своим менее счастливым братьям». Таким образом, история героя – это история его нравственного спасения и спасения «всего того, что в романе обозначено дворянским гнездом и в настоящее время ассоциируется с русской культурой».[3]

Итог этой деятельности в романе резюмирован предельно лаконично: «Лаврецкий действительно выучился землю пахать и сколько мог упрочил быт своих крестьян».  Возможно, в этой скупой строке писатель выразил сокровенный призыв к отечественной элите, не утративший своего значения и в наши дни. Текст этой страницы романа может быть представлен на пюпитре, в развёрнутой книге, которую во время экскурсии по заповедной зоне каждый может прочесть вслух – этот жест будет иметь не только эффект эстетический, но и, несомненно, воспитательный.

В качестве дополнения позволим себе также предложить обустроить за «сиреневым лабиринтом», ближе к Парку Победы, небольшую гостиницу, убранство которой напомнит об истории создания романа Тургенева, а также об истории увековечения Дворянского гнезда. Здесь возможно также размещение небольшого литературного кафе, где могли бы собираться и читать свои произведения орловские литераторы. 

 

[1]См. одну из последних работ на эту тему: Ашихмина Е.Н. Орел. Дворянское гнездо. Орел, 2020.

[2] Следует отметить, что неподобающее содержание Дома Лизы Калитиной, ныне представляющего собой вопиющую картину разорения, является антирекламой нашего города и его властей, допустивших такое состояние «знакового места».

[3] Беляева И.А. «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева: идейно-художественные константы романа. См. наст. изд.