Кинолекторий в Орловском литературном музее И.С. Тургенева

Кинолекторий в Орловском литературном музее И.С. Тургенева

В.Г. Ветрова (г. Орел)

Опубликовано в  Тургеневском ежегоднике  2018 года/ Сост. И ред. – Л.В. Дмитрюхина, Л.А. Балыкова.- Орел: Издательский Дом «Орлик», 2018.- 424 с. 

 

Первые демонстрации фильмов в России состоялись в мае 1896 года в Петербурге в летнем саду «Аквариум» и в Москве – в театре «Эрмитаж». После столичных премьер синематограф начал турне по другим городам. В Орле первый киносеанс состоялся в городском театре 25 ноября 1896 года (привезен французской труппой под управлением парижского инженера-электротехника). «18 декабря 1897 г. в зале Купеческого собрания показывались кинокартины аппаратом братьев Люмьер (французских изобретателей кино) <…>. Многие картины заслужили дружные аплодисменты публики, так как выходили очень хорошо и иллюзия получилась полная»[1].

«Синема», «иллюзионы», «электротеатры» стали одной из самых востребованных и массовых форм досуга. Известно, что в 1905 году постоянный орловский «синематограф», расположенный на улице Болховской,  «охотно посещался публикой», которую больше всего интересовали кинофильмы, передающие события русско-японской войны[2]. В 1914 году был утвержден устав «Первой русской трудовой артели по оборудованию и эксплуатации кинематографических театров в Орле», которая открыла кинематограф на 233 места в городском саду. К 1917 году в городе действовали три кинотеатра. В 1920-х годах в Орле работали кинотеатры: «Титан», «Олимп», «1-ый художественный», «Буревестник», «Палас», «Парижский», «Железнодорожный». Позже появились «Красный пожарник» и «Пролеткино». Следует подчеркнуть, что в первые послеоктябрьские десятилетия в стране осознавали силу влияния кино на формирование сознания и поведение масс и необходимость контроля этой сферы. В статье А.И. Кондратенко «Как воспитывали Великого немого» на основании обзора публикаций 1920-х годов в «Орловской правде» о кино резюмируется, что «журналисты не только информировали, но и выступали в роли политработников, предписывающих нэпманам-кинопрокатчикам что и как показывать»[3]. Как утверждает автор, «идеологизированные заметки „Орловской правды” по поводу кино стали своеобразной подготовкой для вытеснения частного капитала из этой сферы»[4]. В августе 1927 года в Орле был учреждён трест зрелищных предприятий, государство стало полностью контролировать экран.

В 1933 году открылся первый звуковой кинотеатр «Октябрь». В 1940 году распахнуло свои двери здание кинотеатра «Родина» на 536 мест, построенное по проекту архитектора В.П. Калмыкова. С. Заруднев отмечал: «Это был первый настоящий кинотеатр в Орле. В то время было ещё три кинотеатра, но все они находились в приспособленных зданиях»[5]. Кроме того, в эти годы в Орле было «более 50 киноустановок в рабочих клубах и красных уголках»[6]. Однако война многое изменила в жизни нашего города. На долгие 22 месяца (с октября 1941 по август 1943) Орёл был захвачен немецко-фашистскими оккупантами. Кинотеатры были закрыты или в них шла гитлеровская пропаганда.

Неизгладимый след оставила война и в истории музея И.С. Тургенева. Осенью 1941 года Государственный музей И.С. Тургенева, располагавшийся с 24 ноября 1918 года на углу Садовой и Георгиевской улиц, был эвакуирован в Пензу, где продолжал свою работу. В январе 1944 года музей возвратился в родной город. Картина была удручающей: «Гитлеровцы изуродовали здание музея: разбили скульптуры, перегородили стенами залы, а перед уходом выломали все окна и двери»[7]. Однако, несмотря на тяжёлое военное время, коллектив сотрудников в кратчайший срок восстановил музей, и 20 февраля 1944 года он вновь открыл свои двери для орловцев и гостей города. Соседний с музеем особняк, бывший детской поликлиникой, был сильно разрушен бомбой, взорванной фашистами в 1943 году при отступлении. Р.М. Алексина отмечала: «<…> В марте 1944 года полуразрушенное здание, дом № 11 по ул. Тургеневской, было передано в ведение музея. Восстановлено, с определенными переделками во внутреннем расположении комнат: 1) не стали восстанавливать средний коридор. Вместо него и двух комнат, расположенных по линии лицевого фасада здания, был сделан зрительный зал, еще одна комната была отведена под коридорчик и сцену. Путем перекрытия одной из комнат (укрепления пола-потолка рельсовым настилом) была перегорожена комната на кладовую-раздевалку, внизу, и вверху – кинобудку».

В восстановленном здании было решено создать литературный           отдел Государственного музея И.С. Тургенева. 18 февраля 1946 года прошло торжественное заседание, посвящённое его открытию. Ответственный секретарь Постоянной Тургеневской комиссии П.Н. Щекин-Кротов подчёркивал: «Тургеневский музей, благодаря героизму и патриотизму его коллектива, руководимого энтузиастом-тургеневедом тов. Ермаком, спасен, возвратился на прежнее место. Мало того, он расширился, приобретя новое дополнительное помещение, при нем организован лекторий»[8]. Таким образом, в послевоенное время в одном здании располагался  бытовой отдел музея, а в соседнем – литературный отдел, в котором был оборудован кинолекторий на 100 мест. Приобретение стационарной звуковой аппаратуры для кинолектория в то сложное время музейщики  справедливо называли «большой производственной победой».

В Государственном архиве Орловской области сохранились документы, характеризующие киносеть в нашем крае в послевоенные годы. Согласно отчётам Орловского областного управления кинофикации, в 1946 году в Орле действовало два стационарных кинотеатра – «Победа» и «Родина»[9]. Динамичное развитие киноиндустрии Орловщины прослеживается в статистических данных: по области в 1946 году действовала 71 киноустановка, в 1947 – 96, в 1948 — 135. Несмотря на ежегодное увеличение финансово-эксплуатационного плана по сеансам и по зрителям, он выполнялся на 100 процентов: так, в 1946 году в Орле было проведено 16945 киносеансов, на которых обслужено 22601 человек; в 1947 году было проведено 24501 кинопоказов, которые посетило 25675 человек.  Следует отметить, что в 1946 году списочный состав всех работников кинофикации по области составлял 484 человека, среди них: «киномеханики – 121, со средним образованием – 6, с незаконченным средним – 70, с низшим – 45», «из киномехаников имеют специальность 1 категории – 4 человека; 2 – 100 человек, шеф-киномеханика – 1, немой киноустановки – 6 человек»[10]. В отчётах по кинофикации подчёркивалось, что «кадры киномехаников являются большей частью выпускниками из школ и не имеют практических навыков в работе. Стаж их работы от 2-х месяцев до года»[11]. Примечательно, что из-за отсутствия концертных площадок Орловской областной филармонии было разрешено организовывать концерты перед сеансами. Таким образом, в первые послевоенные годы кино было одной из доступных и востребованных форм досуга.

Следует подчеркнуть, что уже в начале ХХ века отношение к «электрическому раю» (М. Моравская) не было однозначно положительным. В.В. Маяковский, активно работавший в кино и как автор сценария, и как актер, в стихотворении «Кино и вино» решительно заявлял: ««Фильмы уже догоняют вино / и даже вреднее вина. / И скоро будет всякого / от них тошнить одинаково». В. Набоков называл кинотеатры «световыми балаганами», подчёркивая их ярмарочно-зрелищную суть. В 1917 году Марк Слоним дал характеристику репертуара кинематографов, которая остаётся актуальным на протяжении столетия: «К несчастью, большинство современных кино-пьес толкает фантазию и чувства зрителя лишь в область разврата, обмана, стяжательства, грубой радости, животных наслаждений и бессмысленного прожигания жизни»[12]. О необходимости создания кинотеатров, имеющих литературно-художественную направленность, говорили уже в конце 1910-х годов.  Так, для разумного использования влияния кино в 1914 году было создано общество «Урания» – «интересное образовательное учреждение», «где картина служит иллюстрацией мысли». «Литературный кинематограф, дополненный лекцией, с одной стороны, движущуюся иллюстрацию художественного произведения, с другой – в слове его духовную сущность, – он несомненно возбудитель эмоций и идей, могучее просветительное средство, популяризирующее литературу в доступной и приятной форме, присоединяя к мысли, вынесенной из лекции, яркий зрительный образ»[13].

Созданный при музее И.С. Тургенева кинолекторий во многом был продолжателем идей «литературного кинематографа». В «Плане Гос. музея И.С. Тургенева на 1946 год» была поставлена такая задача: «В связи с вступлением в эксплуатацию кинолектория в новом здании музея систематически организовывать тематические вечера с лекциями и художественным обслуживанием, объединив вокруг кинолектория культурные силы города»[14]. Под художественным обслуживанием понималось проведение художественных чтений и лекций с показом кинофильмов и выступлением художественной самодеятельности. За первый год работы в лектории музея было организовано 6 лекций и 18 художественных чтений, показано 12 кинофильмов и проведено 15 выступлений самодеятельности. Примечательно, что для чтения лекций систематически приглашались видные ученые из Москвы (кандидат филологических наук Новиков, доцент Майский, профессор Арденс).

Сотрудники музея активно использовали киноустановку в работе со всеми слоями населения: учащимися, рабочими, интеллигенцией. Для молодых рабочих – учащихся ремесленных училищ была разработана особая форма массовой работы – проведение литературных воскресений. В стенах музея проходили циклы лекций на литературные темы. Особенностью литературных воскресений было представление слушателям после доклада художественной части (чтение отрывков произведений, самодеятельность или демонстрация киноленты). Так, лекция для рабочих о жизни и творчестве Н.А. Островского завершалась показом кинофильма «Как закалялась сталь».

Основным видом работы с учащимися 5-9 классов были открытые уроки по литературе: лекции и беседы также сопровождались показом кинофильмов. Так, в 1947 году для школ города Орла были прочитаны лекции: «Жюль Верн» (с показом кинофильма «Таинственный остров»), «Жизнь и творчество А.С. Пушкина» (кинофильм «Сказка о царе Салтане»), «Жизнь и творчество Н.В. Гоголя» (кинофильм «Черевички»), «И.А. Крылов» (художественное чтение произведений и кинофильм «Басни Крылова») и др.[15] . Кроме того, музей оказывал помощь учащимся школ во время подготовки к экзаменам. В 1949 году было проведено 83 урока для 7100 учащихся: «Мы проводили открытые уроки по Тургеневу с демонстрацией кинокартины „По Тургеневским местам”. Эта картина заменяла нам лекцию о Тургеневе, которая, благодаря образности, была очень доходчива для ребят. На такие уроки ученики шли очень охотно и, по отзывам учителей, хорошо усваивали материал»[16]. В 1950 году в дополнение к открытым урокам для учащихся в музее проводились «литературные воскресники», на которых художественное чтение произведений сменялось демонстрацией одноименных фильмов для детей.

Следует отметить, что научными сотрудниками музея велась большая работа по адаптации материала для разных видов аудиторий. Для «неорганизованного» населения лекция «А.С. Пушкин. Жизнь и творчество» сопровождалась кинофильмом «Юность поэта», а для рабочих швейной фабрики доклад о нашем великом классике завершался кинолентой «Дубровский»; кинокартина «Черевички» для рабочих демонстрировалась после лекции о Н.В. Гоголе, а для «неорганизованного» населения – обсуждение «постановления пленума ЦК ВКП(б) о восстановлении и развитии сельского хозяйства» и т.д. Следует отметить, что музейные работники в культурно-просветительской работе обращались не только к наследию писателей Орловского края, но и других известных литераторов. Так, в отчетах о работе музея за 1953 год указывалось: «Проведено 4 литературных вечера <…>; на вечере, посвящённом 60-летию со дня рождения Маяковского, после доклада была показана кинокартина „Маяковский”. На вечере, посвященном 125-летию со дня рождения Л.Н. Толстого, выступил ученый секретарь музея Ясная Поляна тов. Лощинин. По окончании доклада была показана кинокартина „Живой труп”»[17].

Кроме того, во время выборов в лектории музея организовывали агитпункт, в котором проводили собрания. После докладов для избирателей демонстрировались звуковые кинофильмы. Так, с ноября 1946 года по 9 февраля 1947 года, во время подготовки к выборам в Верховный Совет СССР «было проведено 13 кино-постановок: 1. Иван Никулин – русский матрос. 2. Дальнее плавание. 3.   Как закалялась сталь. 4. Земля родная. 5. Ущелье алмазов. 6.         Непокорённые (2 раза). 7.   Ленин в октябре. 8.            Кутузов. 9. Подкидыш. 10. Адмирал Нахимов. 11.       Доклад тов. Сталина о проекте Конституции СССР. 12.      Сыновья». Демонстрировали и такие популярные киноленты, как «Радуга», «Это было в Донбассе», «Юбилей», «Поединок»[18].

В архиве ОГЛМТ сохранился запрос директора музея  Е.И. Кожуховой к управляющей Главкинопрокатом М.В. Шарниной на получение 58 кинофильмов[19]! В список включены фильмы самой широкой тематики: «Островский», «Живопись Репина», «Академик Павлов», «Город поэта», «Севастополь», «В Московском зоопарке», «Учительница Лавровская», «Как мы видим» и т.д. Большое количество кинолент было заказано для детей: «Цветик-семицветик», «Слон и муравей», «Сказка старого дуба», «Лиса, заяц и петух», «У страха глаза велики», «Сказка о солдате» и т.д. Детские киноленты музей И.С. Тургенева активно использовал в работе со школьниками: «В дни школьных каникул музей постоянно организует специальные мероприятия для учащихся городских и районных школ – литературные вечера, тематические показы кинофильмов»[20]. Среди демонстрируемых мультипликационных фильмов: «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане», «История одного кольца», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Первые крылья» и сборники сказок.

 Утверждение о том, что  кино занимало значительное место в массовой и культурно-просветительной работе музея в 1940-50-х годах, подтверждается строками из письма секретаря обкома ВКП(б) Землянского: «В г. Орле создан хорошо оборудованный, со специальной аппаратурой литературный кино-лекторий. Тематически содержание его работы определялось, в основном, чтением литературных лекций и демонстрацией кинофильмов этой же тематики.

За последние 1 ½ года в кинолектории прочтены более 100 лекций о Пушкине, Лермонтове, Гоголе, Чехове, Островском и мн. др. писателях нашей Родины, причем чтение этих лекций сопровождалось демонстрацией кинофильмов по произведениям вышеуказанных писателей.

Организованный в годы войны кинолекторий проделал большую культурно-просветительную работу и имеет теперь и опыт и заслуженный авторитет населения»[21].

В архивах ОГЛМТ и ГАОО сохранились уникальные документы, раскрывающие имена и судьбы первых киномехаников, обслуживавших кинолекторий при музее. Из «Ведомостей на выдачу зарплаты за 1947 год»[22] следует, что киносеансы в лектории с 1947 года проводил Буданов Михаил Петрович. Сохранившаяся рукописная автобиография в личном деле раскрывает непростую судьбу орловского киномеханика.

М. П. Буданов родился в семье рабочих 20 июня 1919 года в деревне Алленое Володарского района Орловской губернии. После Октябрьской революции семья переехала в Орёл. Пятнадцатилетним подростком, учась в школе, работал учеником киномеханика в кинотеатре «Октябрь». Окончив курсы киномехаников в Болхове, с 1938 года работал в кинотеатре «Молот». Во время оккупации Орла пережил несколько арестов. Из автобиографии: «20 апреля из Гестапо привезли в кинотеатр для русских, где меня заставили работать киномехаником. 2/VIII 1943 под конвоем был отправлен в Германию и 18 сентября 1943 г. был арестован и сослан в концентрационный лагерь „Бухенвальд”, где подвергался пыткам, после чего по истечении 6 месяцев был переведён в больницу для нетрудоспособных. В 1945 г. был освобождён Союзной армией»[23]. В 1946 году, по возвращению в Орёл, работал старшим киномехаником в кинотеатре «Победа» (1946-1948 гг.). Первоначально М.П. Буданов был внештатным сотрудником музея Тургенева и получал расчёт за количество показанных киносеансов (так, за период 15 января–17 февраля 1947 года было показано 10 сеансов, выплачено 474 руб.- из расчёта 50 руб./сеанс). В 1949-1950-х годах Буданов был оформлен исполняющим обязанности младшего научного сотрудника музея с «исполнением обязанностей массовика-киномеханика». Следует отметить, что первый музейный киномеханик имел не только достаточно большой стаж работы, но и был киномехаником первой категории (в архиве ГАОО сохранилась справка за подписью И.М. Родионова и В.П. Дмитриева, подтверждающих довоенную квалификацию М.П. Буданова[24]). Напомним, что в 1946 году в орловской киносети работало 4 киномеханика данной категории. Представляется возможным утверждать, что в кинолектории музея работал компетентный специалист. Приказом от 15 февраля 1950 года Буданов был освобождён от обязанностей младшего научного сотрудника и киномеханика.

Согласно документам архива ОГЛМТ, следующим киномехаником кинолектория был Дмитриев Владимир Павлович, 1920 года рождения. Окончив восемь классов 1-ой школы города Орла, он работал в должности контролёра просмотра кинофильмов на экране (с 1935 года). Позже выполнял обязанности киномеханика в Орловском железнодорожном клубе, затем – в  Орловском клубе связи. Сохранилась справка, выданная старшему киномеханику Дмитриеву с разрешением «работать по совместительству в музее им. Тургенева»[25]. В документах середины ХХ века В.П. Дмитриев охарактеризован как «дисциплинированный инициативный работник», который «к работе относился добросовестно»[26]. На заявлениях М.П. Буданова и В.П. Дмитриева[27] в Орловскую Государственную квалификационную комиссию по кинофикации сохранились фотографии первых киномехаников, работавших в кинолектории музея И.С. Тургенева, благодаря чему история кинолектория «оживает».

Интересными страницами музейной истории являются документы из архива ОГЛМТ, связанные с кинокартиной «По Тургеневским местам» («В Тургеневской усадьбе»). Как отмечалось выше, сотрудники музея активно использовали эту киноленту при работе с учащимися. По имеющимся материалам представляется возможным частично восстановить историю создания этого фильма. 18 декабря 1946 года директору музея И.С. Тургенева Б.А. Ермаку поступило распоряжение Обкома ВКП(б) о необходимости содействия в январе 1947 года съёмочной группе Н.Е. Охременко (директор картины), возобновившего «работу по съемке картины „В Тургеневской усадьбе”»[28]. Примечательно, что в дальнейшем кинолента получила название «По Тургеневским местам». Изменение названия фильма возможно объясняется тем, что съемки были начаты в 1945 году в восстановленной усадьбе Спасское-Лутовиново (сохранился список отснятых изображений в Спасском с указанием метража от 5 августа 1945 года, подписанный режиссером П. Малаховым и консультантом Б. Ермаком). Однако материал не пустили в работу и только спустя год, с приходом нового руководства, киноленту было разрешено закончить, дополнив съёмками в музее И.С. Тургенева в Орле. Таким образом, кинокартина расширилась и обрела новое название.

Сохранилось рукописное письмо Петра Петровича Малахова (1892-1962), известного кинорежиссера и сценариста, к директору музея Борису Александровичу Ермаку с многочисленными вопросами, связанными с организацией досъёмок в музее И.С. Тургенева. Приезд в Орёл П. Малахов планировал на январь 1947 года, и в предварительном письме старался уточнить все необходимые вопросы (возможность размещения группы, получение электроэнергии, наиболее характерные экспонаты для съёмки и музыкальное сопровождение). В планах режиссёра было снять для фильма «вид г. Орла, улицу им. И.С. Тургенева, здание музея и вход», «экспонаты и залы с публикой». П.П. Малахов с гордостью писал: «Фильм делается звуковым и популярным для широкого экрана»[29].  К сожалению, ответ директора музея не сохранился. Однако известно, что съёмки состоялись, автором сценария выступил Н.Н. Топорков, режиссёром – П.П. Малахов, оператором – Т.В. Братешко.

27 июня 1947 года прошло заседание Музейного Совета, посвященное обсуждению сценария кинокартины «По Тургеневским местам». В архиве ОГЛМТ хранится протокол этого собрания, на котором присутствовали: режиссёр картины Малахов, оператор Братешко, директор музея Б.А. Ермак, научные сотрудники музея И.Е. Азбукина и Е.А. Ермак, преподаватель педучилища Яковлева и преподаватель школы №17 Белова[30]. На встрече с создателями фильма, одобрив инициативу создания киноленты, музейщиками и преподавателями был сделан ряд существенных замечаний. Так, Яковлева заметила нечёткость в построении сценария. Б. Ермак обратил внимание на основные неточности, встречающиеся в фильме: «В Орле нет дома, где родился Тургенев, а в сценарии он есть, в Орле нет писем западных писателей к Тургеневу, а в сценарии они есть, нигде не было и нет декрета за подписью В.И. Ленина о создании музея в Орле, а в сценарии фигурирует такой декрет. В музее, в кабинете Тургенева стоит подлинный любимый стол писателя из Спасского, за которым он написал большинство своих произведений, а в сценарии фигурирует французский стол из Буживаля»[31]. В заключение директор Орловского музея подчеркнул необходимость доработки сценария, устранения искажений тургеневских текстов и включения демонстрационного материала, свидетельствующего о большом культурном строительстве. В частности, он отмечал: «В 1944-45 гг., т.е. еще в годы войны, музей выстроил второе прекрасное здание, в котором теперь находится не только литературный отдел, но и организован прекрасный зал, вернее, большой кино-лекторий со сценой, с подмостков которого пропагандируется творчество Тургенева нашим массам в сопровождении художественного чтения, вокальных и музыкальных номеров и даже цельных драматических спектаклей, как „Дворянское гнездо” и „Накануне”»[32]. Кроме того, была вынесена рекомендация (Беловой и Е.А. Ермак) заострить линию «Тургенев-патриот». Было высказано предложение о тургеневских местах говорить словами самого Тургенева.

В июле 1947 года на страницах «Орловской правды» появилась  заметка П. Малахова, в которой режиссёр анонсировал обширную географию тургеневских мест, включенных в фильм: Мценский район («в Спасском-Лутовинове  места, где провёл своё детство И.С. Тургенев, где он создавал „Записки охотника” и свой первый роман „Рудин”»), Хотынецкий район («места, иллюстрирующие рассказы „Хорь и Калиныч”»), Тульская область (Бежин луг),  Москва и Ленинград («университеты…, где учился И.С. Тургенев»). Автор подробно охарактеризовал съёмки, произведенные в Орле: «Значительное место в фильме уделено экспонатам литературного и бытового отделов музея Тургенева. Произведена съёмка дома, в котором, по преданию, жили люди, чьи дела послужили канвой для романа “Дворянское гнездо”»[33].

Кинокартина вышла в 1947 году на студии «Кинодиафильм». В титрах были указаны: консультант – профессор П.Д. Краевский, звукооператор – А.А. Митрохин, музыкальный оформитель – И.Г. Гусев. Как справедливо отмечалось на страницах периодической печати, «из рамок хроники она [кинокартина] выросла в большой учебно-популярный документальный фильм о великом писателе русской земли»[34].

В январе 1948 года в орловском музейном кинолектории состоялся общественный просмотр кинофильма «По Тургеневским местам», в числе зрителей были представители Обкома, преподаватели, актёры, художники, врачи, музейные работники, студенты пединститута (всего 110 человек). Восхищение музыкальным оформлением и удачными пейзажными кадрами перемежалось с указанием на недостаточно разработанную идейную сторону картины, а также образа Базарова, предложениями оживить фильм игровыми сценами (для плодотворной работы с учащимися 5-6 классов), видами восстановленного Орла, а также необходимость насыщения киноленты словами самого писателя[35]. Следует подчеркнуть, что, несмотря на все замечания, в дальнейшем музейные работники активно использовали эту кинокартину в работе с разными слоями населения.

В последующие годы экспонаты, залы и сотрудники музея И.С. Тургенева ещё не раз попадали в объектив кинокамер. Воскресный литературный лекторий продолжал успешно работать: в 1960-х годах было организовано активное сотрудничество с преподавателями кафедры литературы Орловского государственного педагогического института. Чтение лекций по-прежнему заканчивалось демонстрацией историко-литературных и документальных фильмов. В 1970-х годах значительное расширение тем докладов (жизнь и творчество  Н.С. Лескова, И.А. Бунина, Л.Н. Андреева, М.М. Пришвина, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, Д.И. Писарева, А.Н. Апухтина и др.) позволило лекторию обрести название «Орловский литературный край».  Кинолекторий прекратил работу в середине 1980-х годов, когда здание музея И.С. Тургенева подверглось перепланировке после ремонтных работ.

Таким образом, документы Государственного архива Орловской области и архива Орловского объединённого государственного литературного музея И.С. Тургенева, посвящённые страницам истории развития орловской киноиндустрии, раскрывают глубокий интерес орловских жителей к этой зрелищной форме досуга. Идея литературного кинолектория была успешно воплощена в жизнь при музее И.С. Тургенева в период с 1946 по 1985 годы. Музейным сотрудникам совместно с опытными киномеханиками удалось сочетать просветительско-лекционную часть с демонстрацией кинофильмов,  что, несомненно, помогало в наглядной и доступной форме рассказывать посетителям музея о литературном богатстве Орловского края. Опыт осмысления роли кинолектория в работе музея И.С. Тургенева представляется значимым, так как способствует восстановлению нашего недавнего прошлого, которое ещё живо в документах и способно вызывать интерес современников. Это особенно важно в быстро изменяющемся современном мире, где на протяжении одного поколения происходило несколько технологических «революций» и нарушается основа для диалога поколений.

 

 

[1] Орел из века в век. Летопись основных событий. 1566-2000 годы. Орёл: Изд-во ОРАГС, 2003.  С. 163.

[2] Там же. С. 183.

[3] Кондратенко А.И. Как воспитывали Великого немого/ А. Кондратенко //Орловская правда.  2006. 12 апр. С. 7.

[4] Там же.

[5] Заруднев С. Грустная эволюция «Родины» / С. Заруднев // Город Орёл. 2005. 9 июня. С. 21.

[6] Беляков С. Орёл. Рассказы о нашем городе. / С. Беляков. Орёл, 1939. ОГЛМТ. Оф. 6746 РК. С. 100

[7] Кожухова Е. К истории музея И.С. Тургенева / Е.К. Кожухова //Орловский альманах. Вып. 2.  Орёл, 1949. ОГЛМТ. 10247 оф. С .184.

[8] Щекин-Кротов П.Н. «Впервые я познакомился с Тургеневским музеем…». Запись от 14.08.1946 в «Книге отзывов за 1944-1946 гг.» // Архив ОГЛМТ. Д. 103. С. 102.

[9] Отчёт сектора кадров Облуправления кинофикации об укомплектовании и о работе с кадрами с 01.01.1946 по 01.01.1947.  // ГАОО, ф. Р-2208, оп. 1. д. 32.

[10] Там же. Л. 1.

[11] Там же. Л. 181.

[12] Слоним М. Историко-литературный кинематограф и его задачи / М. Слоним // Вестник воспитания. 1917. № 1. Январь. ОГЛМТ. Ф.150. Оп. 2.661. ОФ 54700. С. 176.

[13] Там же. С. 194.

[14] План  Госмузея И.С. Тургенева на 1946 год. // Архив ОГЛМТ.  Д. 108. С. 3.

[15] Материалы об организационно-массовой работе музея за 1947-1949 годы.// Архив ОГЛМТ.  Д. 121. С. 3.

[16] Доклад о работе Гос. музея И.С. Тургенева за I полугодие 1949 года. // Архив ОГЛМТ.  Д.139. 1949. С. 23.

[17] Отчёт о работе музея за 1953 год. // Архив ОГЛМТ. Д. 224. 1953. С. 7.

[18] Участие Госмузея И.С. Тургенева в подготовке к выборам в Верховный Совет СССР. 1946 год. //Архив ОГЛМТ. Д. 114. 1946. С. 3.

[19] Письмо Е. Кожуховой к управляющей Главкинопрокатом тов. Шарниной М.В. от 19.09.1949. //Архив ОГЛМТ. Д. 121. 1949. С. 58.

[20] Кожухова Е. К истории музея И.С. Тургенева / Е. Кожухова //Орловский альманах. Вып. 2.  Орёл, 1949. ОГЛМТ. 10247 ОФ. С .185.

[21] Землянский. Запрос в «Главкинопрокат» (Москва) // Архив ОГЛМТ. Д. 131. 1948. —  С. 89.

[22] Ведомость на выдачу зарплаты за киносеансы нештатному работнику Госмузея И.С. Тургенева. // Архив ОГЛМТ. Д. 14. 1947. С. 19.

[23] Буданов М.П. Автобиография // Архив ОГЛМТ. Буданов М.П. Дело №14.  1949-1950. С. 2.

[24] ГАОО. Ф 2208. оп. 1. д.37. Л. 44.

[25] Справка от 28 октября 1950. // Архив ОГЛМТ. Д.18. 1949-1950.  С. 121.

[26] Справка № 119. // Протоколы заседаний государственной квалифкомиссии, заявления, анкеты, производственные характеристики. // ГАОО. Ф 2208. оп. 1. д. 33. Л. 119.

[27] Заявление-анкета в Орловскую Государственную квалификационную комиссию по установлению квалификации Буданова М.П.  // ГАОО. Ф. 2208. Л. 43.; Заявление-анкета в Орловскую Государственную квалификационную комиссию по установлению квалификации Дмитриева В.П.// ГАОО. Ф 2208. оп. 1. д. 33. Л. 117.

[28] Распоряжение Обкома ВКП(б) от 18.12.1946 // Архив ОГЛМТ. Д. 114. 1946. С. 90.

[29] Письмо П.П. Малахова Б.А. Ермаку от 17. 12.1946 // Архив ОГЛМТ. Д. 114. 1946. С. 91.

[30] Протокол музейного Совета Государственного музея И.И. Тургенева от 27 июня 1947 года. // Архив ОГЛМТ. Д. 119. 1947.  С. 1-3.

[31] Там же.  С.1-2.

[32] Там же.  С. 2.

[33] Малахов П. По Тургеневским местам. На съёмках кинофильма / П. Малахов // Орловская правда.  1947.  18 июля.  № 140 (9073).  С.3.

[34] Фильм о жизни и творчестве И.С. Тургенева // Орловская правда.  1947.  2 июля.  №129 (9062).  С. 3. 

[35] Протокол общественного просмотра кинофильма «По тургеневским местам» 4 января 1948 года.  заседаний музейного Совета. //Архив ОГЛМТ. Д. 119. 1947.  С. 5-7.