Материалы к обзору коллекции вырезок, собранных Иосифом Каллиниковым.

Материалы к обзору коллекции вырезок, собранных Иосифом Каллиниковым.

( продолжение)

Русскому читателю имя Ольги Фастровой может быть известно по юмористическим статьям Ярослава Гашека, которые он написал в связи с негативным отношением Фастровой к коммунистическим идеям[1]. Насмешке подверглись ее модные обзоры и статьи для женщин, имевшие неоспоримую популярность у женской половины читателей Чехословакии.

Так кто же такая Ольга Фастрова?

Она родилась 10 января 1876 ​​года в Праге в семье почтальона Франтишека Цихарта[2]. Когда Ольге было 10 лет, семья переехала в небольшой живописный городок Табор на юге Чехии, где девочка училась в женской школе. Помимо этого она посещала занятия в местном музыкальном институте, брала уроки игры на фортепиано, занималась спортом и интересовалась театром. После безвременной кончины отца семья возвратилась в Прагу, где Ольга окончила Пражский педагогический институт (1892–1896) и работала учителем литературы начальной школы. В 1898 году она вышла замуж за писателя, драматурга и переводчика Отто Фастера[3] и оставила учительство, т.к. по законам тех лет учителям не разрешалось вступать в брак. От их брака  родились три дочери — Джармила, Ольга и Людмила.

Сразу после замужества Ольга начала помогать мужу в создании журнала  «Thalia» («Талия»), который он финансировал, и который просуществовал около года. Вскоре Отто Фастер организовал издание нового театрального журнала «Divadelní listy» («Театральные ведомости»), первый номер которого вышел 5 декабря 1899 года. Ольга Фастрова принимала живое участие в редактировании нового издания, а с марта 1900 года  публиковала здесь свои первые статьи. На страницах «Театральных ведомостей» печаталось в формате «с продолжением» ее первое крупное художественное произведение «Román naivky» («Роман наивной»). Издание просуществовало до 1904 г.

 Летом того же года Ольге Фастровой предложили отредактировать недавно появившийся журнал для женщин “Vesna”(«Весна»), который помещал на своих странцах отчеты о женском движении, публикации на различные женские темы, портреты и статьи о женщинах с интересными судьбами или добившихся успеха за рубежом, а так же анонсировал  новинки литературы, театра, музыки и изобразительного искусства.

В 1907 году возрасте 35 лет умер Отто Фастер. Ольга осталась вдовой и вынуждена была заботиться о семье в одиночку.  Работа в журнале и переводы с немецкого и французского позволили Ольге Фастровой содержать и себя, и троих детей.

Она посвятила монтажу «Весны» пять лет — до 1909 года, а в 1910 году стала постоянным редактором крупнейшего периодического ежедневного издания того времени – газеты «Národní politika»(«Национальная политика»). С 1906 года О. Фастрова публиковала здесь свои статьи, посвященные историческим событиям и личностям, политике и общественным проблемам, которые так или иначе затрагивали женский вопрос. Первая ее работа была посвящена судьбе императрицы Евгении — жены последнего французского императора Наполеона III[4]. В этом же году появилось эссе «Что такое эмансипация женщин»[5], а в 1907 году в «Национальной политике» был напечатан ее первый «Обзор моды»[6].

Ольга Фастрова стала первым специалистом в области моды и прославилась благодаря модным колонкам, подписанным именем «Ивонна». При этом она не ограничивалась просто описанием последних тенденций моды или практическими советами, но привносила в свои статьи элементы обучения.

В обществе начала 20-го века было принято разделять сферы влияния между мужчинами и женщинами, и включение чисто женского раздела в серьезные ежедневные газеты вызвало возмущение и недовольство среди журналистов — мужчин. В печати то там, то здесь стали появляться зачастую нелепые критические статьи об «Ивонне», которые были вызваны содержанием ее конкретных колонок (например, из публикаций лета 1910 года, касающиеся мужских привычек в одежде). И хотя Ольга нередко служила объектом неприятного внимания, пародий и насмешек, в том числе со стороны иронического пера Ярослава Гашека, популярность «Ивонны» росла, а Ольга Фастрова как автор приобрела известность, особенно в Праге.

Через три года работы в «Национальной политике», в 1910 году она получила предложение сотрудничать в качестве штатного обозревателя моды и стала первой чешской женщиной- журналистом, которая работала в газете полный день. В воскресном издании «Национальной политики» Ольга Фастрова вела рубрику «Женский патруль», которая просуществовала долгие годы и пользовалась постоянной популярностью благодаря умеренно прогрессивному и несколько сдержанному подходу автора к женскому вопросу. Она реально и довольно глубоко отражала проблемы женского движения, особенно в тех областях, в которых у нее был опыт, и к большинству вопросов подходила «со здравым смыслом».

Ольга Фастрова проработала в редакции «Национальной Политики» целых двадцать семь лет и ушла в отставку в 1936 году в шестидесятилетнем возрасте. Кроме этого параллельно она редактировала другие женские журналы: «Новая парижская мода (1908–1918), в 1919 году журнал «Мода и Вкусы» — первый чешский журнал о моде, а также «Чешское хозяйство» (до 1923 года).

Помимо женских колонок, Ольга Фастрова публиковала на страницах чешской периодики фельетоны. И если ее модные обзоры и статьи для женщин появлялись под псевдонимом, то фельетоны О. Фастрова подписывала своим собственным именем. 

Она писала о текущих событиях внутри страны и за рубежом, о культурных новостях или юбилеях важных женщин, о путешествиях. В своих колонках О. Фастрова упоминает пребывание в Бельгии, моду в Париже, посещение СтамбулаБелграда, Венеции и Триеста.  При этом автор не забывает упомянуть, живут ли в здесь чехи, сколько их, и на каких языках говорят ее соотечественники.

Очень сильно повлияли на ее публикации, и особенно фельетоны, события Первой мировой войны. Тексты этих лет окрашены очень личным звучанием, которого

О. Фастрова до сих пор избегала. 

В 1915 году журналистка была арестована и доставлена ​​в тюрьму уголовного суда. Ей было предъявлено обвинение в том, что 3 мая 1915 года, в ресторане «Муниципальный дом» в Праге она встала недостаточно быстро, когда начали играть австрийский гимн, а затем вышла из ресторана до того, как закончилось исполнение «Марша Радецкого»[7], который тогда был парадным маршем 5-го гусарского полка имени графа Радецкого  вооружённых сил Австро-Венгрии.  На третий день содержания под стражей разбирательство было прекращено, и вдова, мать троих детей, Ольга Фастрова, была освобождена. Только через четыре года, она могла публично в прессе упомянуть этот личный опыт преследования.

После 1918 года, когда была провозглашена независимость Чехословакии,  О. Фастрова продолжила писать для женщин, — теперь уже не только для модных рубрик, но и для первых полос «Национальной политики» — об успехе женского движения: о поступлении женщин во все чехословацкие университеты (при монархии женщины изучали философию, медицину и фармацевтику в Великобритании), об их участии в политике и революционном национальном собрании.  А один из коротких фельетонов содержал возведенную буквально в степень абсурда критику коммунистических идей.

В 1920-е годы, когда в Чехословакию приехал Иосиф Каллиников, Ольга Фастрова уже пользовалась общественным признанием. К 1930-м годам в ее текстах часто стали появляться темы, связанные с экономическим кризисом и негативными последствиями для жизни чешских женщин, такими, например, как увольнение замужних женщин с работы. Имя журналистки звучало в чешском парламенте. Участники одной из дискуссий ссылались на статью Ольги Фастровой в газете «Национальная политика о финансовом и экономическом положении в ​​стране.

Как журналист она получила признание не только от общественности, но и от ее коллег — статьи о первом чешском профессиональном журналисте и о ее начинаниях печатались в женских журналах или их приложениях к выходным дням. А когда Ольга Фастрова праздновала свое 60-летие в 1936 году, поздравительные или биографические материалы о ней появились как минимум  в тридцати газетах и журналах.

В послевоенные годы она не писала регулярно для газет, но ее слава и значение для чешской журналистики не были забыты: она была принята в Чешский союз журналистов в 1947 году и числилась в списке полноправных членов со всеми преимуществами. При этом она уже состояла членом Синдиката чехословацких журналистов, к которому она присоединилась вскоре после его основания в 1926 году.

Ольга Фастрова — автор четырех сборников рассказов и шести романов[8], три из которых выдержали два издания. К 1922 году она отказалась от своей мечты об успехе писателя и с тех пор выпустила только три книги и две публикации образовательного характера[9].

Первый чешский профессиональный журналист умерла после непродолжительной болезни 8 августа 1965 года в Праге в возрасте восьмидесяти девяти лет.

Затуловская Л.Д.,

старший научный сотрудник,

хранитель рукописно-документального

фонда ОГЛМТ.

  1. Гашек Я. «Памяти Ольги Фастровой». Собрание сочинений в 6-ти т. Т. 4. М.:Художественная литература. 1984.

    С.344 . Первая публикация: «Rudé právo», 17 мая 1922 г.

    Гашек Я.«Как я редактировал журнал «Обозрение для чешских женщин и девушек». Там же, с. 168

  2. Франтишек Цихарт (1833 г. — 1892 г.), происходил из известного южно-чешского семейства

    В чешском языке женские фамилии морфологически отличаются от мужских добавлением окончания -ова (чеш. -ová). Поэтому в девичестве Ольга носила фамилию Цихартова, а в замужестве – Фастрова.

  3. Отто Фастер (Ottu Faster) (1872-1907) – чешский композитор, переводчик и драматург. Один из родоначальников чешского водевиля.  
  4. Газ. «Национальной политике»  7. августа 1906
  5. Газ. «Национальный горизонт», 15 декабря 1906 г. в
  6. 3 марта 1907 г
  7. Марш Радецкого был написан Иоганном Штраусом-старшим в качестве приветствия войскам фельдмаршала Иоганна Йозефа Венцеля Радецкого, возвращавшимся после подавления восстания в Италии, «в честь великого генерала и …императорской армии». Он был впервые исполнен 31 августа 1848 года на улицах

     Вены перед проходящими войсками. Основой марша послужила австрийская народная мелодия «Старый венский танец».

  8. Fata Morgana – 1908 г. (роман)

    Pro dobré jméno – 1910 г. (роман)

    Márinka Zemanová – 191 г. (роман);

    Pozdě – 1913 г. (роман)

    Tři mládenci – 1916 г. (сборник рассказов)

    Zlatá rybka – 1916 г. (сборник рассказов)

    Zdenino štěstí – 1918 г. (роман), 2. издание. 1923

    Gospar Niko a jiné povídky – 1920 г. (сборник рассказов)

    Zlatý kroužek – 1922 г. (роман)

    Okovy – 1923 (роман) написан в 1918 году и опубликованный в журнале 

    Poručík Buchar – 1927 (сборник рассказов)

  9. Útulný domov – 1922 (руководство по меблировке квартиры)

    Co se sluší a nesluší – 1921 (Справочник по социальному поведению)