«Мелочи архиерейской жизни» (Картинки с натуры).

«Мелочи архиерейской жизни» (Картинки с натуры).

 «Мелочи архиерейской жизни» (Картинки с натуры).

   За шесть лет до смерти  Н.С.Лескова, в марте 1889г., в типографии А.С.Суворина вышли первые три тома его 12-ти томного собрания сочинений. Это было единственное полное прижизненное издание (1889-1896г.г.), причём судьба 6 тома оказалась весьма трагичной и стоила ему здоровья. Как писатель реалист, привыкший прямо говорить правду, он открыто заявлял: « Я люблю литературу как средство, которое даёт мне возможность высказывать всё то, что я считаю за истину и за благо». Сам Лесков был глубоко верующим человеком. Он и умер, держа в руках томик Библии, а девизом собственной жизни выбрал слова из книги Сираха, которые подписал под своей любимой фотографией1885г.: «Не бывай побеждён от зла, но побеждай зло добром». Писатель всегда следовал этому завету: оказывал помощь нуждающимся, давал милостыню нищему, воспитал девочку сироту. О себе  Николай Семёнович откровенно говорил: «Славы не ищу, совести боюсь, в деньгах нуждаюсь», и  никогда не писал ради денег. Вырос он в верующей семье. Его дед  по отцовской линии, человек решительный и правдолюбивый, был священником села Лески (ныне Брянская обл.), отец  Семён Дмитриевич закончил духовную Севскую семинарию, а потом проявил свою честность и добросовестность в качестве следователя Орловской уголовной палаты. Первой самостоятельно прочитанной книгой  пятилетнего Николая Лескова были  «Сто  четыре священные истории». Доброте и порядочности его учил преподаватель Закона Божьего в Орловской губернской гимназии священник Ефимий Андреевич Остромысленский, которого он всегда вспоминал с особой благодарностью. Показывая пример, какими должны быть священнослужители в образе главного героя своего романа «Соборяне» Савелия Туберозова, писатель отразил в нём черты деда Дмитрия и Е.А. Остромысленского. Но наряду с такими священниками были и те, которые совсем не соответствовали церковному сану: разглашали тайну исповеди, приходили на службу в нетрезвом виде, занимались вымогательством, проявляя жестокость и грубость. Их  он хорошо знал ещё с самого раннего детства во время проживания на Орловщине ( Никодим и Смарагд из «Мелочей…», отец Василий, Пармен, «поп Рыжий» и  Илларион Оболенский из очерка «Дворянский бунт в Добрынском приходе» и др.). «Какова жизнь, таковы и мои произведения»,- писал он.     И Лесков выступил с целым рядом произведений, разоблачающих закулисную жизнь священнослужителей, ведущих далеко не праведный образ жизни, в коем они не являлись примером для прихожан. Некоторые из них — « Архиерейские объезды», «Епархиальный суд», «Русское тайнобрачие» и « Мелочи архиерейской жизни» — серия «картинок с натуры» и вошли в 6 том собрания сочинений Н.С.Лескова, крайне возмутив церковную цензуру.   Нужно сказать, что и до этого в течение ряда лет на страницах различных газет, журналов многократно печатались заметки, рассказы писателя, посвящённые  жизни русского православного духовенства, выходили и их отдельные издания. Так, в  1872г. — публикация ром. «Соборяне» в ж. «Русский вестник»,1877г. — публикация очерка «Владычный суд» и статьи «Карикатурный идеал. Утопия из церковно-бытовой жизни» в ж. «Странник», а в 1878г. — очерка «Русское тайнобрачие» и «картинок с натуры» «Мелочи архиерейской жизни» в газ. «Новости»,  в 1879г.- публикация «картинок с натуры» «Архиерейские встречи» (газ. «Новости»), выход сборника «Русские богоносцы. Религиозно-бытовые картины Н.С.Лескова» и выход отдельного издания «Мелочи архиерейской жизни», экземпляр этой книги тогда был подарен Лесковым И.А.Гончарову. Это произведение произвело настоящий фурор.  Либеральная пресса в основном положительно отозвалась о «Мелочах…», признавая их достоинство — ж. «Отечественные записки»,  ж. «Слово», газ. «Современные известия», но совсем иную позицию заняла церковная печать.  Категорически против выступил «Церковный  вестник», крайне возмущены характеристикой орловского архиерея Смарагда были епископ уфимский Никанор, епископ ярославский и ростовский Ионафан. Особенно бурную деятельность по «разоблачению» Лескова проявил протоиерей Е.А.Попов, который в своей книге «Великопермская и пермская епархия.1379-1879» посвятил ряд отрицательных отзывов этому произведению. В феврале 1883года  по приказу министра народного просвещения И. Д. Делянова  Н.С.Лескова уволили со службы в министерстве народного просвещения без прошения. Всё это и предопределило судьбу книги, когда  Н.С.Лесков спустя десять лет рискнул повторить её в составе своего первого и единственного прижизненного собрания сочинений. И хотя ещё 7 января 1881г. он оправдательно писал корреспонденту И.С.Аксакову: «Я никогда не осмеивал сана духовного, но я рисовал его носителей здраво и реально, и в этом не числю за собою вины», судьба 6тома была решена. Отпечатанная тиражом в 2200 экземпляров книга была представлена в С.-Петербургский цензурный комитет 14 августа 1889г., и уже 18 августа, по докладу цензора С.И.Коссовича, цензура её задержала. Весь тираж 6 тома пролежал опечатанным до ноября 1893г. и был сожжён. Лишь восемь полных его экземпляров отослали в С.-Петербургский цензурный комитет. Один из них  передали в публичную библиотеку, а остальные постепенно разошлись по рукам. Седьмой том вышел в свет раньше шестого, при этом пояснялось:  «Седьмой том сочинений Н.С.Лескова выходит прежде шестого тома по независящим от издателя обстоятельствам». Шестой том в новом составе без «Мелочей…» вышел из печати и был роздан подписчикам последним, после десятого тома. Лесков чрезвычайно болезненно воспринял катастрофу с книгой. Узнав о сожжении 6 тома на лестнице в типографии Суворина у него начался первый приступ астмы — болезни, которая потом и свела его в могилу. «У меня арестован 6-й том, и это составляет и огромный убыток, и досаду, и унижение от сознания силы беззакония»,- писал Лесков своему зятю Н.П.Крохину. В июне 1893года был издан 11том собрания сочинений Н.С.Лескова, а 12 том вышел уже после смерти писателя — в июне 1896г.  (Н.С.Лескова не стало 5марта 1895г.). «Мелочи архиерейской жизни» числились запрещёнными до 1905г. В Константиновском военном училище офицер донёс на юнкера, что тот «имел книгу «Мелочи архиерейской жизни». Юнкера посадили под арест»,- сообщал Н.С.Лесков Л.Н.Толстому в письме от 12 января 1891г. В посмертных собраниях сочинений 1897, 1902-1903годов «Мелочи…» печатались со значительным сокращением и искажениями в тексте.

   Только через 77лет (после 1880года) в 1957 г. в Москве, в издательстве «Художественная литература», вышло полное собрание сочинений Н.С.Лескова в 11-ти томах, в 6 том которого впервые полностью был перепечатан текст одного из замечательных произведений нашего известного земляка «Мелочи архиерейской жизни».

Старший научный сотрудник Дома-музея Н.С.Лескова  —  Т.Ю.Синякова.