Музей И.С. Тургенева в годы Великой Отечественной войны

Музей И.С. Тургенева в годы Великой Отечественной войны

Дмитрюхина Л.В. –зам. директора ОГЛМТ по научной работе

В 100-летней истории Музея И.С. Тургенева в Орле особое место занимают 4 года Великой Отечественной войны. Хранящиеся в музейном архиве документы скупо рассказывают о том, как под руководством директора Б.А. Ермака маленький коллектив спасал музейную коллекцию и прежде всего мемориальные вещи великого русского писателя.

Несколько слов о Ермаке, который возглавлял музей с 1930 по 1948 год.

Выходец из простой  рабочей семьи, он, окончив техникум рабочей молодежи, потрудившись на заводе им. Медведева, а потом в Горкоме комсомола, становится директором музея, найдя здесь своё настоящее призвание.

Энергичный молодой директор развернул активную деятельность по разным направлениям: была расширена экспозиционная площадь и создана новая экспозиция, открыта мемориальная доска на месте рождения Тургенева, музей получил статус государственного. Особенно много внимания уделялось филиалу музея – усадьбе Спасское-Лутовиново: восстановлены каретный сарай, конюшня, богадельня, «флигель изгнанника», начата подготовка к восстановлению усадебного дома. В 1940-41 годах Наркомпрос выделил миллион рублей на реставрацию музея-заповедника.

Но все эти созидательные планы были прерваны 22 июня 1941 года. Ермаку вместо восстановления усадебного дома в Спасском-Лутовинове пришлось заниматься спасением тургеневских реликвий.

Уже в июле фашистские самолеты бомбили Орел. К счастью ни один из снарядов не попал в здание музея. Но предвидя, что редчайшие экспонаты музея могут погибнуть во время следующих налетов, Ермак забил тревогу, сообщив о столь угрожающем положении в Москву, в Наркомпрос. В ответ на своё обращение, он получает распоряжение заместителя наркома просвещения Гаврилова о незамедлительной эвакуации музейных ценностей в Пензу. Началась срочная подготовка к эвакуации.

Несмотря на сжатые сроки, были составлены «Отправительные описи ценных фондов Государственного музея имени И.С. Тургенева по упаковочным ящикам». В описях указывалось содержание каждого ящика, порядок ряда, количество предметов и их инвентарные номера. В отдельную Опись выделены вещи А.А. Фета.

Но одно дело упаковывать экспонаты и сделать описи. Это делалось руками сотрудников музея. Другое – раздобыть транспорт: сначала грузовики и гужевой транспорт, а потом вагоны. Нужно было быть именно Ермаком, чтобы раздобыть 2 вагона, не обошлось без помощи секретаря Советского райкома партии Петра Васильевича Студенникова. С большим трудом погрузили в вагоны ящики, громоздкую мемориальную мебель: столы, диваны, шкафы. Но не все музейные ценности вошли в эти 2 вагона. Кое-что пришлось оставить в Орле. В составленных по этому поводу актах значатся 9 фетовский вещей, тургеневские дрожки, 3 шкафа, 4 траурных венка, 4 канделябра. Но отмечалось, что наличие привезенного в Пензу полностью сошлось с составленными описями.

Эшелон из Орла отправился 24 августа 1941ё г., был в пути следования 23 дня. 16 октября составлен акт проверки наличия привезенных ценностей.

В Докладной записке начальнику музейного отдела Наркомпроса  Маневскому Б.А. Ермак подробно описывает это вынужденное путешествие.

«Получив подтверждение в вывозе экспонатов, я немедленно организовал свёртывание и упаковку этих экспонатов, одновременно принял меры к организации переброски экспонатов: достал гужевой транспорт и 2 вагона.

Всё это приходилось практически делать совершенно без денег.

Когда встал вопрос об оплате железнодорожного тарифа, пришлось продавать собственные вещи…

Ехали в товарных вагонах более 20-ти дней, натерпелись и холода и голода, но все ценные экспонаты доставили в Пензенский областной музей…

Получив в Пензенском музее соответствующие музейные залы, считаю возможным и целесообразным развернуть музей, хотя бы в главных чертах основной экспозиции, о чем и прошу Вашего разрешения. Необходимость и целесообразность этого определяется, во-первых, тем, что в экспозиции легче, чем в складе, обеспечить необходимый уход за экспонатами и целость их, во-вторых, в областном центре в г. Пензе налицо  огромный контингент, которому Тургеневский государственный музей окажет огромную пользу. В этот контингент входят, прежде всего, бойцы Красной Армии, школьники, изучающие жизнь и творчество И.С. Тургенева…, студенты литфака, для которых музей представляет особую ценность. Вместе с тем, Госмузей И.С. Тургенева окажет масштабную помощь Пензенскому музею в организации антифашистской выставки, и развернуть массовую работу по обслуживанию  госпиталей и школ г. Пензы…»

Однако следует отметить, что в Пензе тоже не всё пошло гладко.

Журналист Евграф Кончин в книге «Время собирать камни» рассказал о своей встрече с Борисом Александровичем Ермаком в Евпатории в середине 1980-х годов и с его  слов записал «пензенскую» историю.

Как сказал Ермак, в Пензе сперва встретили не очень приветливо. Трудностей было предостаточно, в том числе с финансированием. Поначалу музей разместили в неприспособленном, неотапливаемом помещении на окраине города. Да и в краеведческом музее поначалу условия были весьма посредственные. Больше всего докучал холод. Топить было нечем. Ермак обратился  к председателю пензенского горсовета, который распорядился выделить музею дров.

Только после упомянутой докладной в Наркомпрос положение изменилось. За три недели была подготовлена к открытию в стенах Пензенского краеведческого музея экспозиция Орловского музея И.С. Тургенева.

Б.А. Ермак писал: «Открывали музей для посетителей 7 ноября 1941 года. И люди пошли к нам. В основном, военные. Сибирские полки, ехавшие через Пензу оборонять Москву, присылали делегации, чтобы у бюста Тургенева дать клятву защищать Родину, Россию, русскую культуру. А сколько благодарных слов оставляли солдаты и офицеры в книге отзывов! Какие письма мы получали с фронта! Эти солдатские строки были высшей наградой за наш труд в годы  Великой Отечественной войны».

Хранящиеся в архиве музея Отчеты о работе Музея в Пензе в 1941-1943 годах представляют картину разнообразной деятельности сотрудников Орловского музея в этот период. Помимо обслуживания посетителей на экспозиции они организовали 69 передвижных выставок, прочли 172 лекции, оказали помощь Пензенскому музею в экспозиционной работе.

«Кроме того, Госмузей И.С. Тургенева организовал ряд выставок в Пензенской области, например, “Писатели-пензяки”, “Об Отечественной войне Советского народа”, “О жизни и деятельности Кутузова”, “О жизни и деятельности А.В. Суворова”, причем последняя послужила основанием будущего Суворовского музея и перевезена в село Суворово…

Выставки и лекции Госмузей И.С. Тургенева организовывал в парках, кинотеатрах, оперных и драматических театрах, предприятиях, школах и госпиталях г. Пензы и в совхозах около него.

Одновременно Гослитмузей упорно работал над темой «Тургенев и Родина», подготовляя её к печати и акцентируя её в экспозиции и в экскурсиях музея…»

За 2 с половиной месяца в 1941 году тургеневскую экспозицию посетили 2 363 человека, сделано 6 литературных докладов для бойцов Красной Армии, организовано 3 литературных беседы, организовано для бойцов Красной Армии 6 художественных чтений.

За два года пребывания музея в Пензе его экспозицию посетило 45 тысяч человек.

Пензенские власти высоко оценили работу орловских музейщиков. В постановлении исполкома Пензенского областного Совета  депутатов трудящихся от 15 сентября 1943 года говорилось: «Исполком отмечает плодотворную деятельность коллектива научных сотрудников музея во главе с директором Ермаком Борисом Александровичем, благодаря усилиям которого замечательный Тургеневский музей не только был  спасён от прикосновения грязных лап немецких захватчиков, но будучи эвакуирован из города Орла  в город Пензу, сумел на новом месте вести большую научно-исследовательскую и агитационно-массовую работу на протяжении 2-х лет. Трудящиеся Пензенской области надолго сохранят о музее и его работниках лучшие воспоминания после того, как музей вернётся на родину – в Орёл и Орловскую область».

5 августа 1943 года Орёл был освобожден, а в октябре было принято решение  о возвращении музея в Орёл. Начался обратный процесс: запаковывались ящики, сверялись описи, погрузка в вагоны (на этот раз их было четыре). 19 января 1944 года тургеневский музей возвратился в родной город. В соответствии с приказом Наркомпроса от 7 июня 1943 года 16 марта 1944 года был составлен Акт об ущербе, причиненном немецко-фашистскими захватчиками и их сообщниками Государственному музею И.С. Тургенева и его филиалу Государственному заповеднику Спасское-Лутовиново. Общий объём оценён в 754 346 рублей.

Работа орловских музеев была отмечена на самом высоком уровне. Ермак был награжден медалью «За доблестный труд» и орденом «Знак Почета». Из приказа Народного комиссара просвещения РСФСР № 279 от 19 авраля  1944 года: «1. Отметить отличную работу Государственного литературного музея И.С. Тургенева и вручить коллективу сотрудников музея Красное Знамя Наркомпроса РСФСР. 2. Наградить значком «Отличник народного просвещения» директора музея тов. Ермака Бориса Александровича и старшего научного сотрудника тов. Ермак Екатерину Августовну . 3. Издать монографию о работе Гос. Литературного музея И.С. Тургенева и популяризировать опыт работы этого музея среди музейных работников».

Монография издана не была, а Красное Знамя и сейчас хранится в коллекции ОГЛМТ,

Не умаляя роли Б.А. Ермака в деле спасения коллекции музея, следует назвать имена других сотрудников, которые составляли описи, паковали ящики, грузили и разгружали вагоны.

Это, конечно, жена и соратник директора Екатерина Августовна Ермак, сотрудники (научные и технические) Таганова, Умнова, Солнцев, Шилов, Колганова, Василевский. Особо надо отметить заведующую хозяйством Н.И. Сафронову, которая не поехала со всеми в Пензу, а была оставлена в Орле присматривать за зданиями, а также с нею оставались сторож, дворник, техническая служащая.

Возвратившись в Орел, сотрудники обнаружили, что в разрушенном городе здание музея сохранилось. Немцы устроили в нем казино, а отступая, заминировали. Сохранились фотографии здания музея, на которых видна надпись «Разминировано».

Руками всё тех же сотрудников помещение было очищено от следов пребывания в них фашистов. В кратчайшие сроки была восстановлена экспозиция. 20 февраля, через месяц после возвращения, музей открыл свои двери для посетителей. И они были, в большинстве своём солдаты и офицеры Красной Армии. Вот несколько записей из книги отзывов за 1944 год.

«Нет слов выразить благодарность товарищам, сумевшим сохранить эти великие памятники о великом русском писателе И.С. Тургеневе. Среди руин разрушенного города музей лишний раз напоминает о том, что русский народ непобедим. От имени всех земляков передаю большое русское спасибо за сохраненный музей».

***

«Как благодарны мы, орловцы, видеть работу и обстановку нашего земляка после двухгодичного перерыва. Я восхищаюсь заботой сотрудников музея. Благодарим. Трижды благодарим Вас за то, что Вы сохранили все ценности музея, благодаря чему я снова вижу Тургенева» (партизан С. Мощанов. Ст. Навля).

***

«В разрушенном и разоренном немцами Орле музей Тургенева является оазисом русской культуры прошлого века. Великая заслуга работников музея, сохранивших экспонаты, связанные с Тургеневым» (инженер-капитан действующей армии)

***

«Тургеневский музей в Орле заставляет русских людей ещё и ещё раз гордиться своей нацией» (военнослужащий).

 

Все эти слова шли от души, от чистого сердца и являют собой ответ на звучащий порой вопрос: «А нужны ли вообще литературные музеи».

В том же 1944 году горсовет передал музею и соседний, почти полностью разрушенный дом. Сотрудники музея на несколько месяцев стали каменщиками, плотниками, малярами, грузчиками и своими руками (по преимуществу женскими) восстановили или скорее построили заново это здание. Исполком Орловского областного Совета «объявил благодарность коллективу Государственного музея И.С. Тургенева и его директору Б.А. Ермаку за проявленную инициативу и настойчивость при строительстве нового здания музея в условиях военного времени».

В отчёте о работе музея в 1945 году Ермак пишет: «Построено здание литературного музея, в котором уже размещена расширенная экспозиция “Жизнь и творчество Ивана Сергеевича Тургенева”. В старом здании музея расширен показ быта Тургенева, таким образом, оно превращено в мемориальный музей И.С. Тургенева. Кроме того, в старом здании организована библиотека и читальный зал, а в новом – кинолекторий.

В Госзаповеднике Спасском-Лутовинове своими силами  отремонтированы разрушенные помещения флигеля “изгнанника” и в них заново построена выставка “Жизнь и творчество И.С. Тургенева”. Кроме того проделана большая подготовительная работа к будущим реставрационным работам в Госзаповеднике И.С. Тургенева.

К 50-летию со дня смерти Н.С. Лескова организована выставка “Жизнь и творчество Н.С. Лескова”».

Музей вступил в новый этап своей истории.

Борис Александрович Ермак по состоянию здоровья из Орла был переведён в Евпаторию, где в течение 20 лет руководил местным краеведческим музеем. После выхода на пенсию (1969) продолжал трудовую деятельность в одной из библиотек. Ушёл из жизни в 1987 году, покоится  на Аллее Почёта евпаторийского кладбища.

1 Комментарий

  1. Об этом поколении музейщиков можно сказать словами поэта:»Гвозди бы делать из этих людей…». Честь им и слава!

Comments are closed.