Мы продолжаем знакомство с коллекцией Редкой книги ОГЛМТ. В частности, с материалом журнала «Вестник Европы» за 1894 год. В двенадцатом номере данного издания была опубликована статья А. Пыпина о развитии русской литературы в эпоху Петра I. Общеизвестно, что преобразования Петра вызывали противоположные взгляды и чувства. Как пишет автор статьи, «<…> никогда прежде Россия не вмешивалась так часто и такою властною рукою в европейскую политическую жизнь: приобретение прочного положения на Балтийском море, стремление занять такое же положение на Чёрном море (впоследствии исполненное), победа над Швецией и её знаменитым полководцем, ясно сказавшееся преобладание над Польшей, борьба с Турцией <…>»
Это был огромный переворот во многих сферах Российской жизни, в том числе и в литературе. Позднее славянофилы упрекали Петра I в разрушении русской народности, и далее их мнение отголоском прошло по различным литературным направлениям разных лет.
На самом деле, Пётр Великий, с присущей ему энергией, помог выйти «на простор научного знания», приобщив своих соотечественников к европейским источникам.
«<…> он вступал в сношения и с французской академией, и с немецкими учёными, как знаменитый Лейбниц; своих молодых питомцев он посылал учиться и в Германию, и в Англию, и в Венецию, даже в Испанию <…> Очевидно, что он искал по всей Западной Европе источник того образования, которое считал полезным для России <…>»
Пётр Первый – истинно русский человек, великий представитель своего народа. Он никогда «рабски» не перенимал формы западной литературы, но и не препятствовал зародышам новых русских литературных течений.
А.Н. Пыпин обстоятельно повествует о литературной и общественной деятельности современников Петра I: С. Яворского, Феофана Прокоповича, И.Т. Посошкова, – которые, по его мнению, были характерными представителями Петровского времени. С. Яворский и И. Посошков были людьми старшего поколения, вышедшими из разных сословий. Наиболее близким к идеям и реформам Петра был Ф. Прокопович.
«<…> царь приехал в Киев для основания Печерской крепости, и Феофан на другой день говорил приветственную проповедь, которая понравилась Петру и была едва ли не первым образчиком живой и блестящей речи, свободной от книжной схоластики. В 1707 он был назначен префектом академии и преподавателем философии; <…> он принимал также живое участие в современных событиях и имел случай оказать тогда услуги правительству, на которые после ссылался».
Таким образом, литература того периода представляла из себя пёстрое смешение старого и нового, то есть её можно назвать «литературным междуцарствием».
Научный сотр. фондов ОГЛМТ С.Д. Симеонова.
04.10.2022 г.