«Пусть я лишь стих в твоём альбоме» – к 120-летию М. Цветаевой

«Пусть я лишь стих в твоём альбоме» – к 120-летию М. Цветаевой

8 октября исполнилось 120 лет со Дня Рождения гениальной поэтессы Марины Цветаевой. «Марина Ивановна Цветаева была ни на кого не похожа, ни на кого, кто жил на земле в мое время. Она пришла с другой планеты, с другими понятиями и представлениями о морали, этике и взаимоотношениях с людьми». Так писал в своих воспоминаниях Владимир Сосинский, писатель и журналист, которому посчастливилось быть другом семьи Цветаевых.

Осенью этого годы во многих российских школах прошли вечера, посвящённые известной поэтессе, как дань памяти этому удивительному человеку. Память о ней сохранилась и в нашем музее. В фонде Е.А. Благининой есть два сборника её стихов. В один из них вложен лист, на котором чётким почерком Елены Благининой написана библиография произведений любимой поэтессы. Благинина познакомилась с Цветаевой ещё до Великой Отечественной войны в голицынском доме творчества и всю жизнь трепетала перед ней. Именно она нашла последний сборник её стихов 1940 года в Красноуфимске, где в 1942 году размешался эвакуированный Гослитиздат. Он не был допущен к изданию при жизни Марины Николаевны и увидел свет только в 1992 году. История его издания удивительная, как и многое, связанное с Мариной Николаевной. После того как Благинина нашла рукопись, прошло много лет.

Однажды на литературной встрече она познакомилась с Натальей Васильевной Ларцевой, журналистом, любящим поэзию Цветаевой не меньше чем сама Елена Александровна. Ларцева так вспоминает эту встречу: «Есть такая детская поэтесса, все мы ее знаем, несколько поколений детей воспитывалось на ее стихах – Елена Александровна Благинина. Она имела салон в Москве. Ну, что значит салон, она просто приглашала близких людей, и проходили такие литературные встречи, читались стихи, устраивались поэтические состязания. Один из моих друзей меня в этот салон пригласил, я пришла вместе с ним, и так произошло мое знакомство с Еленой Александровной. Была у меня такая привычка: играть в литературный пинк-понк. И вот когда Елена Александровна предложила Цветаеву, тут уж (это мой был конёк!) я её переиграла. Она была поражена. Встала (вообще очаровательная, очень красивая была женщина), подошла к столу, вытащила из ящика альбом и сказала: «Раз так, я подарю вам свою драгоценность». И протянула мне рукопись цветаевского сборника 1940-го года. Собственно, это была уже не рукопись, а перепечатка…». Подлинник Благинина отдала какому-то страстному собирателю. Наталья Васильевна Ларцева долго работала над сборником и издала его в 1992 году под названием «Где отступается любовь…». Нет случайностей в этом мире. В этом была уверена и сама Цветаева. Поэзия определила её жизненный путь. Почему он был таким трагичным? На этот  вопрос можно ответить словами писателя О’Генри: «Дело не в дороге, которую мы выбираем; то что внутри нас заставляет нас выбирать дорогу.»

Научный сотрудник фонда «Редкая книга» Солодухина Лилия Георгиевна.