В  ЭПИЦЕНТРЕ  КУЛЬТУРЫ  РОДНОГО  КРАЯ  (о  фотографе-краеведе  О.Н.Попове)

В  ЭПИЦЕНТРЕ  КУЛЬТУРЫ  РОДНОГО  КРАЯ (о  фотографе-краеведе  О.Н.Попове)

Г.А.Тюрин  (г. Орел)

 

 

//  Тургеневский ежегодник  2011-2012 гг./ Сост. И ред. – Л.В. Дмитрюхина, Л.А. Балыкова.- Орел: Издательский Дом «Орлик», 2013

 

Олег Николаевич Попов был лёгок на подъём. Экскурсоводом исколесил почти весь Советский Союз. На велосипеде (с рюкзачком и фотоаппаратом за плечами) объездил родной Орёл и его окрестности. В дальние веси с друзьями-энтузиастами добирался на попутном грузовике. Его солидный возраст не замечали не только окружающие, казалось, он сам, увлечённый новыми находками и открытиями, забывал о годах. Для панорамной съёмки (с высоты птичьего полёта) Успенского мужского монастыря поднялся (в семьдесят лет!) на крышу строящейся рядом «высотки» и неожиданно для себя разглядел (и запечатлел) около храма крест, не видимый ранее другими.

Он снимал фотоаппаратом, а в последние годы видеокамерой (часто «для надёжности» совмещал фото- и видеосъёмку) почти все значимые события, происходившие в городе и в области: заседания клуба «Орловский библиофил» и Тургеневского общества, литературные вечера и праздники, научные экспедиции и конференции, выставки, открытие мемориальных досок, презентации книг… Снимал на плёнку всё то, что достойно памяти – старинные жилые постройки (любил деревянное кружево фасадов), церкви, пейзажи, усадьбы, современников… За несколько десятилетий была собрана коллекция фотографий, охватывающая культуру трёх столетий – с XIX по XXI-ое. Это поистине народная сокровищница.

Инженер-конструктор, имевший несколько патентов на изобретения; фотограф-самоучка, с юных лет взявший в руки камеру; истинный русский интеллигент, знавший подлинную ценность уцелевших отблесков прошлого, – О.Н.Попов оказался в эпицентре культурной жизни. Он был не просто увлечён историей края, он был пронизан (вернее, озарён) её глубинным светом. Он стал летописцем родного края – увлечённым, неутомимым, бескорыстным. Летописцем не по должности и по зарплате, а по призванию и душевному устремлению (может быть, велению). Фотографии и диски с записями он передавал в областную библиотеку и в литературный музей, дарил друзьям-краеведам. Часть его творческих замыслов оказалась воплощённой: изданы (и переизданы) две основные книги – «Церкви и монастыри города Орла» и «Орёл вчера и сегодня». Однако этими работами творческое наследие О.Н.Попова не исчерпывается. Здесь – кладезь.

 

 

  1. Жизнь и судьба:

от технического конструирования до краеведения

 

Жизнь Олега Николаевича Попова – это настойчивый путь к знаниям и культуре. Он родился 11 июля 1939 года в городе Орле. Его отец, Николай Петрович Попов (1913-1992), работал слесарем на заводе Текмаш; в 1941 году был призван в армию, служил политработником. Прошёл всю войну. Участвовал в войне с Японией. Семья переезжала по всей стране (Казахстан, Забайкалье), в 1953 году Поповы вернулись в Орёл. Мать О.Н.Попова, Людмила Михайловна, родилась в 1915 году, умерла в 2002 году, похоронена вместе с мужем на Афанасьевском кладбище.

После окончания средней школы (1956 год) О.Н.Попов поступил в Орловский машиностроительный техникум (специальность – техник-механик по производству текстильных машин). С мая по декабрь 1959 года работал слесарем на Монинском камвольном комбинате.

Вернувшись в Орёл, трудился около 35 лет в специальном конструкторском бюро и конструкторском отделе по производству чесальных машин Орловского завода «Текстильмаш». Начинал c техника (1959 г.), через год назначен на должность старшего техника. В 1960 году поступил в Орловский филиал Всесоюзного заочного машиностроительного института, который окончил в 1966 году. С декабря 1961 по август 1964 года служил в Советской Армии (воинская часть находилась в Орле – в Соляном переулке). Затем снова СКБ: инженер (1964 г.), старший инженер (1965 г.), ведущий конструктор (1966 г.), главный конструктор проектов (1987 г.), исполнял обязанности заведующего конструкторским отделом по проектированию приготовительных машин (1987, 1993 гг.). Сделал несколько изобретений, подтверждённых патентами (в настоящее время хранятся в Орловском машиностроительном институте). За время работы был отмечен благодарностями, денежными премиями, почётными грамотами, занесён на доску почёта (1971, 1973, 1975, 1985 гг.), награждён знаком «Победитель в социалистическом соревновании» (1973 г.) и медалью «Ветеран труда» (1985 г.). В СКБ была должность фотографа (необходимо было снимать на плёнку машины), О.Н.Попов выполнял эту работу (фотографировать начал ещё с 1956 года: после окончания школы выменял у друга фотоаппарат «Любитель»).

В сложное постперестороечное время (с 1993 по 1999 годы) О.Н.Попов работал стрелком в военизированной охране Московской железной дороги, затем стрелком ВОХР Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Орловской области (2000 г.), дежурным поста охраны и дежурным пульта управления (2008-2011 гг.) Орловского филиала Всероссийского заочного финансово-экономического института.

В 1963 году О.Н. и Л.А. Поповы ездили по туристической путёвке в Ленинград. Во время этой поездки у инженера-конструктора проявился серьёзный интерес к экскурсионной работе. В 1971 году, окончив курсы экскурсоводов при Орловском бюро путешествий и экскурсий, О.Н.Попов работал внештатным экскурсоводом. Разрабатывал маршруты, ездил с группами туристов по всей стране: в Псков (включая Михайловское), Киев, Ярославль, Брянск… Часто бывал в памятных местах Орловского края: в Спасском-Лутовиново, в Кривцовском мемориале, в Болхове… Известный орловский краевед В.А.Власов в статье об О.Н.Попове отмечал: «Его фотоаппарат зафиксировал всё самое познавательное и интересное в музейных комплексах пушкинского Михайловского, лермонтовских Тархан, некрасовской Карабихи, толстовской Ясной Поляны, «золотого пушкинского кольца» Тверской области, не говоря уж, конечно, о тургеневских, фетовских, лесковских, апухтинских, андреевских и других литературных местах нашего края» [1, 4].

Для проведения экскурсий были необходимы наглядные материалы – фотографии памятных мест и объектов. С этого времени О.Н.Попов стал собирать фотографии старого Орла. На велосипеде он объездил весь Орёл, его пригороды и ближайшие районы. На фотоплёнку сняты сотни и сотни объектов, представляющих культурно-историческую ценность. Некоторые из этих памятных мест за последние десятилетия были утрачены. В 1977 году он стал лауреатом первого всесоюзного конкурса художественной самодеятельности по разделу фотографии за цикл работ «Наш город». Один из журналистов, характеризуя фотографии О.Н.Попова, тонко подметил: «Картина оживает, если прислушаться, то, кажется, можно услышать тихое журчание «Реки Снежедь на Бежином Лугу», ленивое дыхание «Старого пруда в Воробьёвке», лёгкое, еле уловимое дуновение ветерка в «Окрестностях села Тургенево»» [2, 2].

Фотографические работы О.Н.Попова были представлены на его персональных выставках: «В краю Тургенева и Фета» (Музей И.С.Тургенева, затем Полесье, 2004 г.); «И ныне и присно» (Музей И.С.Тургенева, май 2007 г.); «Дорога без конца» (к 70-летию О.Н.Попова, Музей И.С.Тургенева, июль 2009 г.); «Храмы города Орла», посвящённая памяти В.Г.Сидорова (Центральная городская библиотека имени А.С.Пушкина, 2009 г.); «Орловские храмы: вчера и сегодня», посвящённая памяти В.Г. Сидорова (Академия ФСО, 2009 г.); «Я живу в Орле» (Орловская областная библиотека И.А.Бунина, 19 мая 2010 г.) и др. В газете «Город Орёл» была напечатана краеведческая статья О.Н.Попова с названием-призывом – «Коллеги, не путайте Ермолова с Пушкарёвой» [3, 21].

Из многочисленных краеведческих материалов О.Н.Попова интересными являются альбомы-раскладушки с фотографиями деревянной резьбы на фасадах старых домов. Эта коллекция собиралась с 1983 года. Собрано 85-90% сохранившейся резьбы. Многие из тех приметных домов уже снесены. Во время учёбы на художественно-графическом факультете Орловского педагогического института дочь О.Н.Попова Наталья, обобщая и продолжая опыт отца-краеведа, написала дипломную работу, посвящённую резьбе по дереву. Орловской телерадиокомпанией создан фильм «Деревянное кружево».

Отзываясь об одной из выставок, В.А.Власов подчёркивал: «Большой интерес представляют подготовленные Поповым тематические альбомы, посвящённые деревянной резьбе орловских домов. Любовно и мастерски Олег Николаевич увековечил множество домов со сказочным деревянным кружевом. Не удивительно, что его фотоальбомы с домами, украшенными рельефными подзорами, наличниками, контурными розетками и другими элементами оформления, пользуются успехом у посетителей выставки О.Н.Попова «В краю Тургенева и Фета» <…>. Внимание посетителей привлекают «Виды Орла» (в том числе «1-я Курская и речка Пересыханка» и уничтоженная орловская Воскресенская церковь»), а также парные фотографии, вошедшие в книгу «Орёл вчера и сегодня». Есть в зале и чудные жанровые фото – «Бабочка», «Лето», «Ёжики», «Русалка» и др.» [1, 4].

Плодотворной явилась встреча О.Н.Попова с краеведом, директором областной библиотеки имени Н.К.Крупской, председателем общества любителей книги «Орловский библиофил» Виталием Георгиевичем Сидоровым. Они были близки по своим устремлениям: энтузиасты, страстно увлечённые историей родного края; люди с огромным опытом изучения региональной культуры. Совместно подготовили альбом с видами города Орла – старого и современного (это первые подступы к реализации масштабных творческих замыслов). Попытка систематизировать огромный накопленный материал привела к созданию самодельного альбома «Храмы города Орла» (1997 г.), который оформил Олег Владимирович Левитский.

Компьютерный вариант этой книги был распечатан в шести экземплярах. Ко Дню славянской письменности и культуры эту работу издали тиражом в тридцать экземпляров. В 1999 году библиографический справочник «Церкви и монастыри города Орла» был удостоен Почётного диплома Министерства культуры Российской Федерации «…как первый опыт обобщения малоизученных материалов духовной культуры города». В 1998 году издательство «Фолиант» напечатало книгу тиражом в тысячу экземпляров, а в 2007 году альбом-справочник переиздали в большом формате. В домашней библиотеке О.Н.Попова хранится последнее издание книги с дарственной надписью: «Олегу Попову – другу и соавтору с надеждой, что ещё выпустим не одну книгу. 12.03.[20]07 [подписи: В.Г.Сидоров и Р.И.Реутская]».

На основе фотоматериалов, собранных О.Н.Поповым (в соавторстве с В.Г.Сидоровым и А.И.Лысенко), в 2000 году издательство «Вешние воды» выпустило книгу-альбом «Орёл вчера и сегодня». В 2006 году был издан второй выпуск, дополненной новыми материалами. Авторы этих ярких издательских проектов стали лауреатами конкурса «Орловская книга» (2007, 2008 гг.). Грандиозные творческие замыслы постепенно осуществлялись, это вселяло силы и надежды…

 

  1. Семья в историческом ракурсе

 

1961 год – важная веха в личной жизни О.Н.Попова. Это дата рождения семьи. Знакомство с Ларисой Алексеевной Ходаковой было давним: вместе учились в техникуме, а позже работали в Специальном конструкторском бюро завода Текмаш. О.Н.Попову были хорошо известны исторические корни семьи Ходаковых-Семовых. Он интересовался и вносил некоторые уточнения в биографии своих близких. Это прикосновение к «живой истории» – один из важных и глубоких истоков творчества фотографа-краеведа.

Отец Л.А.Поповой – Ходаков Алексей Васильевич. Его дед жил в подмосковном селе Синьково. Он занимался закупкой фруктов для начинки конфет, выпускаемых Бабаевской кондитерской фабрикой. В роду была двойная фамилия – Ореховы-Ходаковы. В семейном архиве сохранился интересный документ начала XX-го века – свидетельство о «награде первой степени», выданное Солодовниковским училищем купеческого общества с печатью и подписями почётного смотрителя училищ, начальника училища, законоучителя и преподавателей: «Дано по определению Педагогического Совета ученику V класса Ходакову Алексею за прилежание, отличное поведение и похвальные успехи. Москва, июня 1-го дня 1906 года». Отец Ларисы Алексеевны работал землемером.

Материнская линия Л.А.Поповой связана с родом Семовых. Её мать, Евгения Ивановна, 1907 года рождения, была дочерью орловского священника И.И.Семова. Сохранилась рукописная биографическая заметка О.Н.Попова со ссылками на исторические источники XIX века:

«Семов Иоанн Иоаннович (так было в паспорте) родился 27 сентября 1873 года (новый стиль) на Воздвижение в селе Солдатском Елецкого уезда Орловской губернии в семье священника. Рано лишился отца. После начальной школы был принят в Орловскую духовную семинарию. По окончании семинарии был назначен диаконом Сретенской (Георгиевской) церкви города Орла. В последствии назначен протодиаконом и служил со всеми архиереями Орла. Руководил детским хором, о чём писали «Орловские епархиальные ведомости» (1913, №21, С.623-630) – Кирилло-Мефодиевский школьный праздник в Орле (С.625-626). 15 сентября 1915 года на должность законоучителя первой Орловской гимназии назначен диакон Сретенской церкви о.Иоанн Семов (Орловские епархиальные ведомости, 1915, №38, С.592).

После революции служил в Сретенской церкви диаконом. В годы гонения на церковь работал дворником, в Сортсемовоще. В годы оккупации оставался в Орле. Однажды на постой пришли немцы, но, увидев множество икон, ушли и больше не приходили. В 1944 году был рукоположен в иереи и назначен настоятелем Троицкой церкви в Орле. Прослужил до 1957 года. Умер 16 марта 1965 года, похоронен на Троицком кладбище Орла» [4].

Сохранилась копия статьи из «Орловских епархиальных ведомостей» 1913 года – это именно те страницы (С.625-626), которые указаны в рукописи О.Н.Попова. В описании церковно-школьного праздника передаётся атмосфера городской жизни начала XX века. Процитируем фрагмент статьи:

«Дети с большим интересом следили за встречей и облачением Архиерея [Григория], а также за всеми другими особенностями Архиерейской службы. Стихи на облачение, муз[ыка] Львова, умело и стройно пропели ученицы Троице-Васильевской и других школ, под управлением учителя-псаломщика И.И.Нецветаева. Громко, внятно и сознательно были прочитаны Часы мальчиком Картавцевым и девочкой Калитиной. Партесныя песнопения исполняли: на правом клиросе – хор из 90 учениц Сергиевской школы, под управлением учителя С.С.Чернышова, а на левом – хор из 80 учениц Ахтырской, Ольгинской и других школ, под управлением учительницы А.А.Троепольской. Большую же часть литургии и весь молебен пели все дети под управлением о.о.диаконов: Семова, Кулакова, учителя Маньякова и под общим руководством диакона В.О.Алексапольского. Пение было настолько стройно и величественно, что лучших результатов нельзя и достигнуть» [5, 625-626].

О.Н.Попов знал и помнил И.И.Семова, поскольку до декабря 1969 года молодая семья жила в доме «под Пролетарской горой» – по улице Устье реки Орлик (это рядом со зданием нынешней городской администрации и памятником И.А.Бунину). Л.А.Попова с теплом и волнением рассказала об этом памятном уголке старого Орла и его обитателях:

«В этом доме я жила с рождения. Он был куплен в 1900 году после женитьбы дедушки – на приданое его жены (моей бабушки) Анастасии Борисовны Велижевой (1876-1943 гг.). На первом этаже была кухня, служебные помещения, здесь жила девушка из приюта, которая помогала бабушке (у неё было пятеро детей). На втором этаже было пять комнат. В послевоенное время часть комнат в доме сдавали.

У дедушки был знаменитый бас. Он пел при архиереях, пел с владыкой. Когда начались гонения, его предупредили, чтобы он уходил из церкви («ведь у тебя пятеро детей»). Своих детей он просил, чтобы они писали об отказе от отца («ведь вы же не отказываетесь!»). В советское время он работал дворником где-то на 2-й или на 3-й Курской улице (чистил туалеты). Принял сан священника в годы войны – после освобождения Орла. Служил в Сретинской (Георгиевской) и Троицкой церквах. Дедушка заменил мне отца, который рано умер. Дом выдержал наводнение 1970-го года и вскоре был снесён» [6].

Вместе с о.И.И.Семовым в Свято-Троицкой церкви служили протоиерей Иоанн Васильевич Верниковский (1899-1973 гг.) и протодиакон Григорий Филимонович Щеглов (1879-1974 гг.). Примечательно, что И.И.Семов и Г.Ф.Щеглов были женаты на сёстрах – Анастасии Борисовне и Анфисе Борисовне (1880-1966 гг.) Велижевых. Наследницей Щегловых, у которых не было детей, являлась внучатая племянница Надежда Трофимовна Анохина (1926-1996 гг.).

В книге «Всех скорбящих радости. Болховские дневники» Людмила Николаевна Иванова, ссылаясь на воспоминания внучки священноисповедника Георгия Коссова, писала о том, что о.Иоанн Верниковский ранее служил в Георгиевском храме города Болхова, затем «его вместе со всеми болховскими священниками угнали в ссылку». Отец Иоанн сохранил и передал в орловский Богоявленский собор икону XVII века «Всех скорбящих радость» [7, 53].

В статье «Предстательство христиан непостыдное…» А.А.Борисов рассказал о последующей судьбе этой иконы: «По рассказам первого старосты храма Иосифа Николаевича Калашникова, когда начались поиски иконы, ему был чудесный сон: «То, что ты ищешь, находится у тебя на шкафу». И действительно, там лежала эта икона. А досталась она Иосифу Николаевичу от дяди, старого священника Иоанна Верниковского, прятавшего у себя святыню после разорения храма в годы лихолетья. Весной 1996 года Иосиф Николаевич Калашников передал хранившуюся у него икону Божией Матери «Всех скорбящих радости» первому настоятелю собора протоиерею Владимиру Дорошу. Так чудесным образом икона вернулась в храм» [8]. С радостью снимая все стадии строительства колокольни Богоявленской церкви, О.Н.Попов вспоминал о хранителе чудотворной иконы, украшающей городской храм,– о.Иоанне Верниковском.

В конце 1969 года Поповы переехали в дом на улице Достоевского. О глубокой истории семьи здесь, на новом месте, напоминали не только фотопортреты на стенах, но и старинные часы, шкатулка для украшений, дедовский стол, за которым некогда сидел Афанасий Андреевич Сайко. Л.А.Попова вспоминала: «Афанасий Андреевич часто бывал у дедушки в том доме, что стоял в устье Орлика, но ночевать у нас он никогда не оставался. Иногда спал на сеновале».

Яркая и зримая память о прошлом – фотоальбомы. Снимки добротной дореволюционной печати: родственники, близкие, знакомые. Эти фотографии не могут оставить равнодушным даже стороннего наблюдателя. Память семьи, память культуры, память народа… Из этого истока исходят творческие порывы фотографа-краеведа, составившего замечательный альбом «Церкви и монастыри города Орла». Подбирая «парные» фотографии Сретенской (Георгиевской) и Троицкой церквей, автор помнил об одном из светочей духовной культуры – Иоанне Иоанновиче Семове.

Судьбой было уготовано так, что последний земной приют О.Н.Попов нашёл на орловском Троицком кладбище, рядом с могилами протоиерея И.В.Верниковского, протоиерея И.И.Семова, протодиакона Г.Ф.Щеглова, А.В.Ходакова, Е.И.Семовой, А.Б.Щегловой и Н.Г.Анохиной.

 

  1. После всего:

памятные мгновения

 

Фотограф-краевед – хранитель памяти, которая из лабиринта суеты и обыденности выводит к высоким сферам – эстетическим и духовным. Памятным становится имя самого хранителя-творца.

В краеведческом отделе Орловской областной библиотеки имени И.А.Бунина хранятся не только книги, подготовленные О.Н.Поповым, но и электронные диски с записями заседаний клуба «Орловский библиофил»: «Памяти литературоведа В.А.Громова» (18 сентября 2009 г., №217), «Творческий портрет поэта Ивана Александрова» (23 октября 2009 г., №218), «Презентация книги А.И.Лысенко «Болхов. Колокольное имя твоё»» (13 ноября 2009 г., №219), «Писатель и журналист И.И.Солдатов» (18 декабря 2009 г. № 220), «Презентация книги В.В.Левицкого «Письма из сибирских лагерей»» (15 января 2010 г., №221)… И так месяц за месяцем – почти до последнего дня. Успел О.Н.Попов сохранить памятную страницу о своём наставнике, соавторе и друге-краеведе: «Памяти В.Г.Сидорова» (7 декабря 2010 г., №228). Всё это наше достояние – народное, национальное. Достояние, требующее ответной реакции общественности и власти – понимания и признания.

В сентябре 2011 года Олегу Николаевичу Попову было посвящёно (уже посмертно) заседание клуба любителей книги. С искренней теплотой о фотографе-энтузиасте и подвижнике говорили писатели, краеведы, родственники, друзья (А.И.Лысенко, С.Н.Салищев, Н.М.Кирилловская, А.И.Кондратенко, В.А.Ливцов, В.А.Митрохин, А.В.Анисимова, К.А.Седойкина, Э.Н.Федотова, Л.С.Ливцовская и др.). Сотрудниками областной библиотеки была подготовлена выставка-просмотр работ фотохудожника – книги, публикации в периодике, фотографии.

Ярким событием в культурной жизни города Орла стала выставка «По тургеневским местам. 160 лет спустя», посвященная памяти О.Н.Попова. Открытие (с воспоминаниями-раздумьями, обстоятельной экскурсией и литературно-музыкальной композицией) состоялось 26 июня 2011 года в Музее И.С.Тургенева. Вдохновителем и создателем замечательной экспозиции явилась Людмила Анатольевна Балыкова, заслуженный работник культуры России. На протяжении многих лет известному (в Орле, в России и в зарубежье) тургеневеду, вложившему душу в процесс сохранения и развития русской культуры, удаётся найти и удерживать тонкую нить, которая связывает историю и современность. Эта традиция, определяющая стиль работы Музея И.С.Тургенева, была отчётливо выражена на новой выставке.

Экспозиция, включавшая раритетные книжные издания XIX века, огромную карту Орловской губернии и фотографии памятных мест, передавала дух эпохи писателя-классика. Трогательную красоту тургеневских пейзажей (это один из важных аспектов-лейтмотивов творческого замысла) раскрывали цветные фотографические снимки. При этом концепция выставки была связана с раскрытием ужасающих и невосполнимых утрат в отечественной культуре и отчаянных (плодотворных или безуспешных) попыток немногочисленных её заступников (сотрудников музеев, архивов, краеведов, учителей) сохранить уцелевшие крупицы классического наследия.

На выставке были представлены материалы из фондов Литературного музея, архива Тургеневского общества и личных коллекций Л.Н.Ивановой, В.В.Глущенко, В.И.Широкобокова, С.В.Лаврова. Среди наших современников «солировал» О.Н.Попов, оказавшийся в эпицентре культуры. Именно через его объектив мы увидели: «Сруб бывшей школы, открытой И.С.Тургеневым в с.Холодово в 1851 году» (Апальково, 1982 г.), «Руины церкви в Верхней Боевке», «Встречу со старожилами в деревне Озерки», «Введенскую церковь в селе Тургенево», тургеневедов «Н.П.Пузина и Л.Н.Назарову на Бежином лугу» (1987 г.), «Открытие мемориальной доски на бывшем доме Шеншиных (ныне здание средней школы), где встретились А.А.Фет и И.С.Тургенев» (2009 г.) и многое-многое другое. В кадре фотолетописца – надежды и утраты, связанные с орловским Дворянским гнездом: «Открытие закладного камня на Дворянском гнезде. 3 сентября 1993 г.», «Дом и сад Калитиных на Дворянском гнезде» (2000 г.), «Дом Калитиных. Современное состояние» (2010 г.).

Обычно сам фотограф, находящийся за кадром, является почти неуловимым. На этой выставке щедро (от молодых лет до последних дней жизни) представлен автор – ему посвящены отдельный стенд и витрина. Уникальным является снимок Валерия Васильевича Глущенко, запечатлевшего увлечённого фотографа-краеведа в Тургеневском музее за обычной работой – видеосъёмкой. Фотография датирована 23 июня 2011 года. После этого оставалось только два последних дня жизни…

Владимир Алексеевич Власов, оценивая вклад нашего земляка в культуру, утверждал: «Без работ Олега Попова фотолетопись Орловщины будет неполной» [Власов В.А. Любовь к родному краю (об О.Н. Попове) //Орловская правда. Орёл, 2004. 26 октября. № 193 (24031). С. 4].

 

 

Примечания.

 

Автор статьи благодарит Ларису Алексеевну Попову, Ольгу Олеговну Косареву и всю семью О.Н. Попова за предоставленную возможность работать с материалами личного архива.

  1. Власов В.А. Любовь к родному краю [об О.Н.Попове] //Орловская правда. Орёл, 2004. №193(24031), 26 октября.
  2. Эминова Р. В краю Тургенева и Фета //Поколение. Орёл, 2004. №125(12151), 11 ноября.
  3. Попов О.Н. Коллеги, не путайте Ермолова с Пушкарёвой //Город Орёл. Орёл, 2005. №32 (44), 11 августа.
  4. Личный архив О.Н.Попова (г. Орёл).
  5. Преображенский А. Кирилло-Мефодиевский церковно-школьный праздник в Орле //Орловские епархиальные ведомости. Орёл, 1913. №21. С.623-630 (цитируется по копии из личного архива О.Н.Попова).
  6. Встреча с Ларисой Алексеевной Поповой, женой О.Н.Попова, и его дочерью – Ольгой Олеговной Косаревой состоялась 14 мая 2011 года. В беседе участвовали ведущий тургеневед Орловского литературного музея Людмила Анатольевна Балыкова, разрабатывавшая концепцию выставки «По тургеневским местам. 160 лет спустя», и фотограф-краевед, создатель популярного и содержательного интернет-сайта «Орёл известный и неизвестный» – Валерий Васильевич Глущенко, чьи фотографии и фотокопии были представлены в экспозиции, посвящённой О.Н.Попову.
  7. Иванова (Преснякова) Л.Н. Всех скорбящих радости. Кн.II. Болховские дневники: документальная повесть. СПб: Русская классика, 2008.  280с.
  8. Борисов А.А. Предстательство христиан непостыдное…: Праздник иконы Всех скорбящих радости [электронный ресурс] //www-sbs-orel.ru/node/431 (Богоявленский собор города Орла. Новости храма. 6 ноября 2011).