Изучение литературы наталкивает Полякова на творчество Ф. Мезерееля и полулегендарного в том время Ф. Валлотона. Но их творчество было слишком «революционном» для провинциала, да и для всего советского искусства того времени. Поляков больше интересуется работами новой волны учеников В. Фаворского – И. Голицына, Г. Захарова, а из ленинградцев – творчеством А. Ушина и О. Почтенного. Он попробовал гравировать. Понравилось. Гравюры, вернее рисунки под гравюры, показывал преподавателям. М. Валукин, один из старейших преподавателей училища, ученик В. Фаворского, посоветовал Полякову защищать диплом по графике. Это был выход из положения.
Впоследствии он скажет: «Пропущенного у меня масса, и не только по специальности, хотя, в основном, причина моего «молчания» кроется в этом. Два последних года в училище я провел вхолостую, совсем не зная фигуру и вообще разучившись рисовать, а писать красками так и не научившись. Я не знаю истории. Я очень своеобразно, однобоко знаю литературу. Я не знаю Бальзака, Шекспира, Шиллера, Тургенева, Толстого, я не знаю современных наших и зарубежных писателей». Конечно, это преувеличение. Им были освоены определенные принципы графического и живописного мастерства. Другое дело – они потом ему мало пригодились. Многие работы того времени были им уничтожены.
В училище Поляков старался жить полноценной жизнью. Во время каникул ездил к родным в Новозыбков и Хвалынск, на практику в Аткарск (Саратовская область), в Москву, Ленинград. Старался во время пересадок с поезда на поезд хотя бы на час забежать в Третьяковскую галерею, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, посмотреть экспозицию, новые выставки. С этого времени начинаются его «хождения» по стране.
В каникулы 1956 года Поляков впервые после десятилетнего перерыва приезжает на родину, в Хвалынск. Детские впечатления не забыты.
Самое большое впечатление от Волги. «Более полпути я смотрел Волгу. Она поразила меня своим величаем. Что за река! Предметом наблюдения я выбрал ее высокий берег. Он как будто бы создан для васильевского карандаша. Виды невообразимые! Одно и то же место с разных точек зрения даёт несколько прекрасных мотивов. А когда наше путешествие заканчивалось, то взошла луна».
Хвалынск …. Он здесь родился. Все ему знакомо по детским представлениям; только окружающее стало несколько меньше. «Городок небольшой, в зелени. С одной стороны Волга, вернее, ее рукав, с островом вдалеке, а остальное пространство замыкают горы с гребнем синих лесов и вспышками мела. Красиво. Эти синие дали меня там когда-то волновали своей неизвестностью: там какой-то особый мир…. Прошло много лет, а чувство сохранилось»
А, кроме того, это родина К. Петрова-Водкина. Его картину он видел в Хвалынской картинной галереи в 1961 гожу, а ранее с восторгом читал его книги «Хлыновск» и «Пространство Эвклида», посмотрел его выставку в Центральном доме литераторов в Москве, а потом, в 1966 году, огромную выставку в Русском музее в Ленинграде.
И город, и река, и улицы, дворик – все «стало меньше». Только родовой дом все такой же великан. «Обстановка, тишина – все так хорошо, что даже как будто плохо, вернее непривычно, не хватает нашей «колготы», к которой я так привык в Новозыбкове, в доме на ул. Бульварная.
На Революционную. Въезжаем, а тут козы, ну совсем как в детстве, интересно, интересно было пройти по городу, что-то такое навевает …. Городишко показался старым-старым. Все эти немногие плакаты кажутся только так, для мебели».
Дипломная работа Полякова – несколько пейзажей в гравюре на линолеуме. Училище окончено. Выдан «свободный» диплом с правом преподавания рисования и черчения в школе. Он должен сам искать работу. Где, кукую?
В 1962 году, на майские праздники, Поляков гостил в Куйбышевской области у В. Китаева, приятеля по училищу, а затем приехал в Хвалынск. Зашел в РайОНО, и ему предложили место учителя в школе недалеко от станции Возрождение, в 30 км от Хвалынска. Он съездил туда, посмотрел, поговорил с директором и согласился. Его тянула Волга, Родина.
Поселок Возрождение. Во время войны, по приказу Л. Берия, там стали строить подземный завод для производства атомного топлива и станцию на железной дороге Сызрань-Сталинград. Строили заключенные. Гоняли на стройку и местных жителей.
Демонстративный ряд представлен предметами из фондовой коллекции ОГЛМТ.
Обращаем ваше внимание, что полная версия выставки расположена на странице Фонды ОГЛМТ. Единая фондовая коллекция в разделе Фотоальбом новый.
Прямая ссылка на страницу: https://turgenevmus.ru/fotoalbom-novyj/
* Владислав Поляков. Воспоминания о художнике / Автор-составитель и редактор В.В.Гришков. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство “Лема”» 2010. – 26-28 С.