Воспоминания о Санкт-Петербурге в литографиях.

Воспоминания о Санкт-Петербурге в литографиях.

Кузнецова Е.А. – научный сотрудник фондов ОГЛМТ

Альбом литографий «Воспоминание о Санкт-Петербурге в 1824 г.» (ОГЛМТ ОФ 16908/1-37) занимает своё почётное место в фондовой коллекции музея И.С. Тургенева. Это серия в виде 36 цветных литографий, раскрашенных акварелью от руки. На отдельных листах изображены национальные сюжеты, городские и путевые экипажи, виды Санкт-Петербурга. Пояснительные надписи под изображениями на французском языке. К серии прилагается оглавление на отдельном листе, так же на французском языке.

В первой четверти XIX столетия появляется новый и один из наиболее богатых изобразительными возможностями вид графического искусства — литография. Литография основана на технике плоской печати, при которой типографская краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. Рисуют на камне специальным литографским карандашом и тушью, используя самые разные технические приёмы: заливку, штриховку, процарапывание (граттаж). При известном умении можно получать цветную литографию с одного камня вручную, раскрашивая различные его части красками разных цветов. У художника-литографа имеются большие возможности для осуществления творческого замысла в плане как тона и фактуры, так и богатства цветовых возможностей.

К этому интересному и новому в России делу привлекаются такие художники как А.Е. Мартынов, П.А. Александров, К.И. Кольман, А.О. Орловский и др.

В серию собраны рисунки различных художников, напечатанные в издательстве А.И. Плюшара. Александр Иванович Плюшар типографщик, литограф и художник, в 1805 г. приехал из Брауншвейга в Россию, куда был вызван для управления типографией при Коллегии иностранных Дел.

Будучи знатоком типографского дела, хорошим рисовальщиком и литографом, Плюшар со временем открыл в Петербурге и свою типографию (она существовала уже в 1813 году), в которой печатались книги на русском и различных европейских языках. Типография вскоре стала одной из лучших. В 1818 году открыл одну из первых в России частную литографскую мастерскую. Печатал дорогие литографические альбомы.

Рис. 1 «Vue de L`Amiraute imperial et de son Bolevard, a St.-Petersbourg»- Вид на Адмиралтейство и бульвар.

Из 36 литографий в альбоме можно выделить 3 литографии с изображениями видов Санкт-Петербурга. Это литография с рисунка А. Орловского 1823 года «Вид на Адмиралтейство и Бульвар» (Рис. 1), литография с рисунка О. Херманн 1823 года «Биржа на Васильевском острове» и « Вид колоннады царского дворца в Царском селе» (Рис. 2).

Бытовые уличные сцены первой четверти XIX века великолепно раскрыты литографиями с рисунков А.О. Орловского. В этой серии это – «Извозчики, продавцы булок и блинов» (Рис. 3), «Продавец рыбы и сани, запряженные парой лошадей», «Базар. Возы с сеном и замороженными свиными тушами», «Продавец дров».

Рис. 2 «Vue de la Colonnade du Chateau imperiale, a Tsarsco-Selo» Вид колоннады царского дворца в Царском селе

Рис. 3 «Cochers, Marchand de pains, de Blinis, etc.» Извозчик, продавцы булок и блинов

Орловский Александр Осипович получил известность как рисовальщик и живописец. Поляк по происхождению, он был чуть ли не самый модный художник 20-х годов XIX столетия, и не было коллекционера, который не старался бы приобрести жанровую или батальную пастель Александра Орловского. Он обладал бесспорным талантом и живой наблюдательностью, великолепно схватывал русские народные сцены. Будучи придворным живописцем, он в 1824 году получил особую привилегию на печатанье своих рисунков с запретом их копирования.

Безусловно, интерес представляет множество типов конных экипажей,  которые в разных регионах России изготавливались по-своему и различались по назначению, конструкции и статусу владельца. «Чрезвычайный курьер в одноместной коляске, запряженной тройкой лошадей», «Путешествующие летом в бричке, запряженной тройкой лошадей», «Городские дрожки с возницей и седоком, запряженные 2-мя лошадьми. Литографии с изображениями саней, телег, дрожек, кибиток — составляет весомую часть этой серии.

Рис. 4 «Voyageurs en Britschka, a 3 chevaux, en ete» Путешествующие летом в бричке, запряженной тройкой лошадей

Незамысловатые по сюжету, эти рисунки позволяют нам перенестись в атмосферу того времени, посмотреть на величественный шпиль Адмиралтейства, прогуляться по Царскому селу, купить блинов и прокатиться на санях в морозный день.

Этот альбом дорог музею. Его привёз из Франции и передал в коллекцию в 1983 году Николай Васильевич Вырубов, внук Ольги Васильевны Галаховой (урождённой Шеншиной) , племянницы поэта А.А. Фета и дальней родственницы И.С. Тургенева по линии его матери.