«У птицы есть гнездо, у зверя есть нора»

«У птицы есть гнездо, у зверя есть нора»

В музее писателей – орловцев, в зале Бориса Константиновича Зайцева, мы можем увидеть картины художника Митрофанова «Серый день» (1960), «Осенний день» (1978), «Старая мельница»(1982).

Расположены они здесь совсем не случайно, ведь судьба Б. Зайцева отражает судьбы всех эмигрантов, в изгнании тосковавших по Родине.

И. Калинников, И. Бунин, И. Шмелев, М. Осоргин, А. Ремизов, А. Бенуа, и многие другие русские писатели и мемуаристы мысленно всегда возвращались в родные места, и всегда носили частичку Родины в своем сердце.

 У И. Бунина глубокие внутренние переживания об утерянном мы увидим в «Жизни Арсеньева», и в его пронзительном стихотворении «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора».

«У птицы есть гнездо, у зверя есть нора,
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!

 У зверя есть нора, у птицы есть гнездо,
Как бьется сердце горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой наемный дом
С своею уж ветхою котомкой»

Среди фотографии в зале Бориса Константиновича Зайцева, где он запечатлен с И. Буниным, М.А. Осоргиным, С. Глаголем, все время подсознательно ищешь еще одну фигуру, без которой трудно представить русское литературное зарубежье.

Это замечательный писатель, поэт, мастер слова, переводчик, виртуоз стиля – В. Набоков.

Исследователи отмечают, что неизвестно, встречался ли Осоргин с Набоковым, а вот переписка между ними существовала.

Печатались Осоргин и Набоков также одновременно в парижском журнале.

Спустя 8 лет после того, как В.В. Набоков покинет Россию, он напишет потрясающее по эмоциональному воздействию стихотворение «Расстрел».

Это все та же болезненная для писателя тема оставленной родины, судьба беженца, эмигранта.

Это картина ночного кошмара, картины расстрела в России, писателю было известно, что при похожих обстоятельствах погиб поэт Н. Гумилев. Да, он с горечью пишет «о покрове благополучного изгнанья», но сердцем он в России, в ночи, где его ведут на расстрел в овраг с черемухой.

Расстрел

Бывают ночи: только лягу,
в Россию поплывет кровать,
и вот ведут меня к оврагу,
ведут к оврагу убивать.

Проснусь, и в темноте, со стула,
где спички и часы лежат,
в глаза, как пристальное дуло,
глядит горящий циферблат.

Закрыв руками грудь и шею, —
вот-вот сейчас пальнет в меня —
я взгляда отвести не смею
от круга тусклого огня.

Оцепенелого сознанья
коснется тиканье часов,
благополучного изгнанья
я снова чувствую покров.

Но сердце, как бы ты хотело,
чтоб это вправду было так:
Россия, звезды, ночь расстрела
и весь в черемухе овраг.

1927 г.

Это все та же болезненная для писателя тема оставленной родины, судьба беженца, эмигранта.

Психологи (И. С. Хрусталева, К. Оберг) описывают феномен «культурного шока», в который испытывают эмигранты.

Вот его стадии:

  1. Напряжение – результат тех усилий, которые необходимы для достижения психологической адаптации.
  2. Чувство потери или утраты прежних привязанностей, которые остались в прежней среде: это и статус, и ближайшее окружение.
  3. Чувство отверженности
  4. Сбой из-за межкультурных различий в ценностях и стереотипах поведения
  5. Тревога из-за осознания порой существенных различий между своей и иной средой.

«Долговременный стресс, испытываемый эмигрантом, не заканчивается. Далее наступает еще более тяжелая стадия психологической адаптации. Когда человек уже обустроился в своей квартире, что дает ему чувство защищенности, и разобрался в учреждениях и правилах, он начинает осознавать ….расставание с родиной. Опыт показывает, что многие люди через некоторое время (как правило, в четвертой, депрессивной фазе адаптации, реагируют на эту травму бессонницей, кошмарами и фобиями.

Расставание с родиной из-за миграции подобно психическому потрясению ребенка при расставании с матерью (в психологии стране исхода символически приписывается роль матери) . Эмигранты начинают испытывать чувство беспомощности и покинутости. У многих из них наблюдается такая форма психологической защиты как регрессия – мысленное возвращение в уютные зоны прошлого, эмоциональный возврат в детство».

 Находясь в тоске по утраченной Родине, Борис Зайцев делает все, чтобы сохранить ее целостный и яркий образ, писатель всегда погружается в родную стихию – русский пейзаж, церкви, рынки, избы и усадьбы, монастыри и обители.