Журнал «Артист» в составе единой фондовой коллекции ОГЛМТ

Журнал «Артист» в составе единой фондовой коллекции ОГЛМТ

Автор: Шевченко А.А., хранитель фонда «Редкая книга» ОГЛМТ.

«Артист» — русский иллюстрированный театральный, музыкальный и художественный журнал, одно из ведущих изданий театральной периодики последней трети XIX века на территории Российской империи. Печатался в 1889-1895 гг. в московской типо-литографии Товарищества И.Н. Кушнерёв и Ко.  До 1894 года журнал имел подзаголовок «Театральный, музыкальный и художественный журнал», позже «Журнал изящных искусств и литературы».

Основателем, издателем и редактором журнала был известный в Москве театральный критик, издатель, драматург и переводчик Ф.А. Куманин (1855-1896). Вместе с ним у истоков журнала стоял старейший журналист, основатель «Русской мысли» С.А.Юрьев.

В коллекции ОГЛМТ (фонд «Редкая книга») находится 39 ед.хр. журнала «Артист», который издавался в течение театральных сезонов (с сентября по апрель книжками большого формата по 7 номеров в год). Издание представлено почти полностью: начиная со второго номера и до № 46 (февраль. 1895г., Год 7-й, Кн.2-я).  Журналы сброшюрованы по номерам, исключение составляют две единицы, это конволюты —  №4-5 и №17-18; отсутствуют номера — 1, 3, 7, 19, 25. /Для справки: конволют — сборник, составленный из различных самостоятельных изданий (книг, журналов, брошюр) или рукописей и переплетенный в единый том/.

В 1891 году у журнала появилось два приложения: «Дневник артиста» (1891-1895) и «Театральная библиотека» (1891-1895), выходившие в летние месяцы. Так в нашем фонде хранится конволют: Дневник Артиста: Приложение к журналу «Артист». №№6-10, май-сент. (Год 5.Кн.6-10).- М.: Типо-литогр. Т-ва И.Н. Кушнерев и Ко, 1893.

Журнальный фонд  единой коллекции ОГЛМТ формировался во второй половине ХХ века на базе Научной библиотеки музея И.С.Тургенева. Издания были получены, в основном, через обменный фонд. Печати и штампы на журналах позволяют установить, что большая часть была получена из Казани:  «Вспомогательное общество приказчиков в Казани», «Казанская библиотека, основанная в 1887 году», «Общество любителей шахматной игры в Казани», «Казанская Городская Библиотека труда», «Библиотека Л.П. Рейнгардт в Казани». Встречаются единичные владельческие записи, личные печати, такие как: запись «Н.Н.Миловидов»,  печать «Библиотека В.Н. Яновой. 1904» и др.

Несомненным достоинством журнала, выделявшем его на фоне остальной периодики, была оригинальная вёрстка (с множеством рисованных виньеток) и замечательное оформление. На вклеенных мелованных страницах журнал печатал репродукции, планы декораций, фотографии из спектаклей и т.д.

К сотрудничеству в журнале Ф.А. Куманин привлёк немало имён, пользовавшихся почётной известностью в театральном, музыкальном, литературном и художественном мире России. Уже в первый год издания авторский состав журнала насчитывал около сотни человек, в том числе, — Николай Семенович Лесков.

Основное место в журнале  уделялось театру, тем не менее, в  нём также публиковались периодически рассказы, статьи о музыке и живописи. В журнале, главным образом, печатались пьесы, афиши, научные и критические статьи, рецензии, отклики на спектакли и музыкальные концерты, исполнительские музыкальные русские и переводные драматические произведения, повести, рассказы, мемуары,  монографии.

Помещались также театральные обозрения, хроника, библиография, репродукции, рецензии на картины известных художников, стихотворения, романсы.

  Публиковались также материалы о мастерстве актёра, о творчестве художника сцены и режиссёра, рассматривались детали сценического процесса: музыкальное оформление спектакля, взаимоотношения антрепренёров и артистов, трудности провинциальных театров.

Конечно, в первую очередь, нас интересует краеведческая окраска статей, а есть ли там что-то об Орле или людях связанных с нашим краем. Чаще всего встречаются статьи  о Гликерии Федотовой. Как мы знаем, это русская актриса, заслуженная артистка Императорских театров, народная артистка Республики (1924) и родилась она в Орле, в 1846 году. Так, например, в № 15 (сентябрь1891г.) мы встречаем фотографию Гликерии Федотовой в составе группы артистов Императорского Московского Малого театра; на с.90-94 в № 20 (февраль 1892 года) помещена статья « Г.Н.Федотова и Н.А. Никулина (по поводу тридцатилетия их сценической деятельности); в разделе «Современное обозрение» (№14, апрель 1892г.) статья о гастроли Г.Н. Федотовой (с.142-147); на с.60-62 (№2) статья «К портрету Г.Н. Федотовой».

Корреспонденция из Орла напечатана в журнале «Артист» — №10, 23, 24, 27 и приложении «Дневник Артиста» — №7. Так же тема орловского театра звучит в разделе «Обозрение провинциальных театров» №14 (апрель 1891), «Театральная хроника в Орле» №12 (янв. 1891г.), «Хроника провинциальных театров»  №16 (октябрь 1891г.).

Трудно представить русскую театральную жизнь конца XIX века без упоминания имени Ивана Сергеевича Тургенева и Марии Савиной: информацию о постановке «Дворянского гнезда» в Петербурге мы встречаем на страницах  «Современного обозрения» №34 (февраль 1894г.), о М. Савиной читаем на страницах №9 (октябрь 1890г.).  А на страницах №43 (ноябрь 1894г.) читаем статью «Ив. Иванов. Два миросозерцания: [И.С.Тургенев, В.Гюго]».

На страницах «Артиста», как и на страницах других ведущих театральных журналов, отразился целый пласт российской культуры, начиная с информации о спектаклях провинциальных и крепостных театров и заканчивая сведениями об актёрах. Среди издававшихся до революции 1917 года в России порядка 300 журналов, альманахов и газет, посвящённых театру, «Артист», благодаря обилию фактического материала, является ценным источником по истории театра, музыки и изобразительного искусства.