«АННИБАЛОВСКАЯ  КЛЯТВА».  ТУРГЕНЕВ  И  КРЕСТЬЯНСКАЯ  РЕФОРМА  (Выставка  к  150-летию  отмены  крепостного  права  в  России)

«АННИБАЛОВСКАЯ  КЛЯТВА». ТУРГЕНЕВ  И  КРЕСТЬЯНСКАЯ  РЕФОРМА (Выставка  к  150-летию  отмены  крепостного  права  в  России)

Л.А.Балыкова — кандидат филологических наук, научный сотрудник Музея И.С. Тургенева, Заслуженный работник культуры РФ, автор книги «Тургенев – читатель», председатель Правления Тургеневского общества в Орле.

 

 

«АННИБАЛОВСКАЯ  КЛЯТВА».

ТУРГЕНЕВ  И  КРЕСТЬЯНСКАЯ  РЕФОРМА

(Выставка  к  150-летию  отмены  крепостного  права  в  России)

 

Опубликовано в  Тургеневском ежегоднике  2011-2012 гг./ Сост. И ред. – Л.В. Дмитрюхина, Л.А. Балыкова.- Орел: Издательский Дом «Орлик», 2013

 

 

Наступивший 2011 год отмечен памятной датой: исполнилось 150 лет со времени начала крестьянской реформы. Для нас это повод с благодарностью вспомнить тех, кто внёс свой вклад в её подготовку и осуществление. Имя Ивана Сергеевича Тургенева в этом ряду, несомненно, знаковое. Для писателя труды, направленные на приближение и осуществление отмены крепостного права, имели центральное, сердечное, сокровенное значение. Выбор магистральной линии его жизни определился уже к двадцати годам. В своих «Литературных и житейских воспоминаниях» он так писал об этом: «Почти всё, что я видел вокруг себя, возбуждало во мне чувство смущения, негодования – отвращения, наконец, <…> я не мог дышать одним воздухом с крепостниками, оставаться рядом с тем, что я возненавидел <…>. Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага, чтобы из самой дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца, с чем я поклялся никогда не примиряться… Это была моя аннибаловская клятва…»1.

Действительно, в известном смысле вся литературная и общественная деятельность Тургенева может рассматриваться как неустанная и последовательная борьба с крепостным правом и его разнообразными проявлениями и вместе с тем как вклад писателя в процесс демократизации общественного сознания в России.

Говоря об антикрепостнической деятельности Тургенева, мы поневоле касаемся его политических воззрений, которых он никогда не скрывал, называя себя либералом-постепеновцем в английском, монархическом духе. Современники подчёркивали бескомпромиссность писателя, когда речь шла о его заветных убеждениях и, прежде всего, о необходимости освобождения крестьян. Как известно, антикрепостническая направленность «Записок охотника» сделала Тургенева «неблагонадёжным» в глазах правительства и повлекла за собой полицейские репрессии.

Однако «Записки охотника», ставшие центральной книгой своего времени и «положившие начало целой литературе, имеющей объектом народ и его нужды», всё же далеко не исчерпывают антикрепостнической темы в жизни и творчестве Тургенева. Можно сказать, что эта тема рождается, растёт и развивается с самого детства будущего писателя – вместе с рассказами стариков о предках-крепостниках, с наблюдениями над русской жизнью, с постепенным постижением уроков истории.

Вот почему, работая над выставкой, указанной в титуле этой статьи, мы поставили целью проследить связь литературной и общественно-политической деятельности Тургенева с историей крестьянской реформы. Представляется, что мы едва ли не впервые предпринимаем подобный опыт, а именно: рассмотреть позицию писателя в контексте мероприятий правительства, направленных на реформирование крепостного права в России (1760-е –1860-е годы), и с учётом главнейших исторических и общественно-политических событий в России в указанный период. При этом мы полагаем возможным показать, под влиянием каких факторов формировались антикрепостнические взгляды Тургенева, представить позицию писателя на фоне общественно-политических течений времени (полемика Белинского с Гоголем, идеология журнала «Современник», общение с декабристом Н.И.Тургеневым, с А.И.Герценом, с русскими реформаторами), дать анализ отдельных произведений писателя с точки зрения отражения в них истории крепостного права в России («Записки охотника», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», «Дым», «Новь» и др.), представить деятельность писателя в пору крестьянской реформы, пояснить отношение Тургенева к процессам, происходившим в пореформенный период.

Обратим внимание на актуальность темы: вопрос о земле и о положении крестьянина, стоявший столь остро на протяжении столетий, не утратил своей злободневности и в наше время, хотя и обрёл новое обличье. Понятно, что столь обширный круг тем может быть представлен на небольшом экспозиционном пространстве не иначе как фрагментарно, но самая значительность заявленного сюжета в жизни и творчестве Тургенева заставили нас принять этот условие.

Выставка представлена пятью разделами – четырьмя главами и эпилогом; каждый раздел открывается живописным портретом одного из российских государей: эти полотна нам любезно предоставил во временное пользование Орловский музей изобразительных искусств. Ещё один участник выставки – Государственный архив орловской области (ГАОО), который передал в музей Тургенева для экспонирования – в подлинниках и в копиях – редкие документы, некоторые из них выставлены на обозрение впервые.

 

 

Раздел  I. Жалованная грамота и «Наказ» Екатерины Великой

 

«Я родился в одной из плодороднейших губерний России, в Орловской, и имел случай познакомиться с русским крестьянином и русским помещиком»,- писал Тургенев в реферате «Несколько замечаний о русском хозяйстве и о русском крестьянине» (1842)3. Здесь, в сердце России, противоречия крепостнических отношений проявились вполне. «Земельный вопрос» встал как нельзя более актуально в эпоху Екатерины Великой. Государыня, придя к власти, задумалась о несовершенстве гражданского устройства в России и пожелала продолжить преобразования Петра I, который, по словам Тургенева, «вывел Русь из прежнего её состояния»4.

Обратим внимание на два экспоната: копию «Жалованной грамоты» из семейного архива Тургеневых и знаменитый «Наказ» Екатерины II, сохранившийся в мемориальной библиотеке писателя. Документы эти имели важное значение в истории земельного вопроса в России. «Указ о вольности дворянства», подписанный Петром III в 1762 году, затем «Жалованная грамота» (1785) предоставляли дворянам небывалые свободы и привилегии: они могли не служить в военной службе, имели право служить за границей и т.д. Эти акты законодательно вводили частную собственность в России. В своем «Наказе» императрица не забыла упомянуть о крестьянах, «коих состояние следовало облегчить, сколько здравое рассуждение позволяет» (С.252). Как известно, Екатерина II следовала советам своих западных учителей – Вольтера, Монтескье (французские издания этих авторов из родовой библиотеки писателя также представлены на выставке). Однако на деле крепостная зависимость стала ещё более тяжелой, положение крестьян – более бесправным. Крестьянин теперь оказывался в полной власти помещика, для которого наступило «золотое время». Это пора обустройства «дворянских гнёзд», накопления богатств и циничной эксплуатации крестьянина. На нашей выставке о ней красноречиво свидетельствуют семейные документы Лутовиновых: внушительная опись имущества легендарного Ивана Лутовинова, двоюродного деда писателя, предстающего неким степным Гарпагоном, и другие документы – «Дело о бесчеловечных поступках с крепостными крестьянами помещицей Е.И.Лутовиновой», «Дело о помещиках Лутовиновых, обвиняемых в нанесении побоев попу Ивану» (1780-1783) свидетельствуют о жестокости и самоуправстве Лутовиновых, о которых надолго сохранилась недобрая память в родовом гнезде будущего писателя. Их образы оживут на страницах «Записок охотника» («Смерть», «Однодворец Овсяников», «Бежин луг» и др.), повестей «Три портрета», «Степной король Лир», в романе «Дворянское гнездо».

Посетитель может увидеть здесь портрет А.Н.Радищева и рукописный список его знаменитой книги «Путешествие из Петербурга в Москву» из библиотеки П.В.Киреевского. Тургенев познакомился с этим сочинением в списках, а его автора почитал «одним из первых у нас поборником освобождения крестьян». Впоследствии писатель хлопотал об открытии музея Радищева в Саратове – первом художественном музее в русской провинции.

Радикальный протест против чудовищного положения крестьян, прозвучавший со страниц «Путешествия», в основе своей не столь уж противоречил либеральным установкам «Наказа» Екатерины II. Они расходились в одном: в оценке исторического прошлого России, которое, по мнению Радищева, надо искоренить и построить заново более справедливое государство, и которое, по мысли императрицы, требовало постепенных преобразований и уважительного отношения к традициям5. Этот спор найдет продолжение в радикализме и постепеновстве – двух течениях русского либерализма. Полемика об исторических путях России найдет отражение и в романах Тургенева.

Слово Радищева было услышано в столицах и в усадьбах. В мемориальной библиотеке Тургенева сохранилось сочинение французского социалиста-утописта аббата Мабли в переводе Радищева и с его примечаниями, в которых вполне выразились взгляды переводчика. Эта книга, замаскированная под переплетом с тиснением «Романы» и с инициалами Ивана Лутовинова, также заняла своё место на выставке.

С книгами французских просветителей, с сочинениями Радищева в сознание образованного русского читателя входят новые идеи, которые «…изменяли чувства, не действуя на порядок, смягчали ощущения, не улучшая общественных нравов <…> В этом разъединении мысли и дела самая глубокая черта характера образованных русских людей екатерининского века <…>»6. Этот разлад запечатлён у Тургенева в образах Лучинова («Три портрета»), Харлова («Степной король Лир»), вельможи екатерининского времени Колтовского («Несчастная»), Ивана Петровича Лаврецкого («Дворянское гнездо»). Эти герои представлены на выставке в иллюстрациях художников Д.Боровского, Е.Плехан. Устами Луки Петровича Овсяникова подведёт Тургенев итог «великому веку»: «Нет, старого времени мне особенно хвалить не из чего»7.

 

 

Раздел  II. «Дней александровых прекрасное начало…»

 

Минуя время недолгого царствования Павла Петровича, обратимся к новой эпохе – началу XIX века, связанного с самыми смелыми ожиданиями.

Александр I, впитавший либеральные идеи своей бабки, по восшествии на престол пожелал дать России конституцию. Его намерения не нашли осуществления в связи с начавшимися войнами с Наполеоном. Гроза 1812 года многое разрушила, многое всколыхнула, объединив людей разных сословий.

Царь понимал необходимость освобождения крестьян и в самом начале своего правления дал наказ Главному комитету «сделать что-нибудь в пользу крестьян»8. Полемика видных политических деятелей той поры вокруг вопроса о крепостном праве (Н.С.Мордвинов, М.М.Сперанский, Н.И.Тургенев) свидетельствует как о разбросе мнений, так и о неготовности властей к реформам. Но в этом вопросе ориентировались в основном на западную модель, не забывая, впрочем, традиционной привычки русских к абсолютной власти монарха.

Существенные надежды возлагались на западную экономическую науку: сочинения А.Смита, И.Бентама, Ф.Бэкона, Ж.-Б.Сэя, Д.Фергюссона переводились на русский язык и издавались по заказу и при финансовой поддержке правительства. Труды европейских учёных входят в моду в образованном обществе, что не преминул отметить Пушкин в своём «Онегине»: его герой «Бранил Гомера, Феокрита;/ Зато читал Адама Смита/ И был глубокий эконом…»

Практических шагов, направленных на освобождение крестьян, в эпоху Александра I было сделано немного. В целом это время распространения либеральных идей, которые начинают формировать антикрепостнические настроения в среде дворянства9.

В ожидании «эмансипации» популярной становится идея о «просвещённом» управлении крепостными, о «гуманном» помещике. В статье «Письмо сельского жителя» Н.М.Карамзина (1802; публикация этой статьи сохранилась в мемориальной библиотеке Тургенева) утверждается мысль о том, что помещик должен обеспечивать благосостояние крестьян: «Главное право русского дворянина – быть помещиком, главная должность его – быть добрым помещиком <…>»10.

Эти идеи проникают в среду провинциального дворянства. Родители будущего писателя, как впоследствии и многие его герои, читают западных экономистов (сочинения некоторых из перечисленных выше авторов из родовой библиотеки Тургенева представлены на выставке), занимаются агрономической наукой (ею особенно увлекается В.П.Тургенева). Идея отправиться в Европу в 1822 году в какой-то мере, по-видимому, связана с желанием молодых супругов Тургеневых научиться искусству управления хозяйством у западных специалистов11. Родителям писателя лестно было прослыть просвещенными помещиками. По сути, эти идеи будут прочно усвоены их сыном. В наброске статьи «Несколько слов о современном значении русского дворянства» (1858), в романах Тургенева неотступно проводится мысль об ответственности помещика за судьбу родины, за судьбы крестьян. Герои Тургенева возвращаются в деревню, чтобы научиться «землю пахать» и упрочить быт своих крестьян.

Что же касается родителей писателя, представляющих на нашей выставке поместное дворянство, то они были выведены в образах «добрых помещиков» Сергея Николаевича и Варвары Петровны Добровых в пьесе известного театрального деятеля той поры Н.П.Свечина «По усам текло, а в рот не попало». Программа возобновлённого в начале нынешнего века спектакля вместе с фотографиями некоторых сцен (исполнители – артисты театра-студии «Ювента») иллюстрируют эту тему на выставке вместе с документами того времени: «Дело о тяжбе между В.П.Тургеневой и её тётками из-за имущества И.И.Лутовинова» (1813-1822), Послужной список С.Н.Тургенева – героя войны 1812 года. Рядом – мемории XIX века: ларец, подаренный музею потомками писателя со стороны отца, каминные часы, украшенные скульптурой охотника, кисà – вязаный кошелёк и другие предметы крестьянского быта из Спасского-Лутовинова и окрестных деревень. Несколько раскрашенных литографий А.Орловского рисуют безмятежные картины народной жизни.

Впрочем, эпизоды патриархальной гармонии помещиков с их «подданными» (такие сцены встречаются, например, в Воспоминаниях В.Н.Житовой о семье Тургенева)12 всё-таки редки. В основном фон остаётся мрачным: истории унижений, страданий, сломанных судеб крепостных людей (в книге В.П.Тургеневой «Книга записей неисправностей моих людей» видно, что система наказаний за разные провинности зачастую сводилась к розгам на конюшне, высылке в заглазную деревню, «бритью лба»). Эти истории, рассказанные читателю на страницах «Записок охотника», в своё время поразили общественное сознание и многое изменили в нём.

 

Раздел  III. «Собственная господская контора»

 

Николай I продолжил и упрочил многое из того, что было сделано при Екатерине II и Александре I. Прежде всего, издается «Свод Законов Российской империи», что способствует развитию правосознания в обществе. Однако вопрос об отмене крепостного права не ставится. Царь, напуганный восстанием декабристов, намеревался всячески укрепить существующую систему. На заседании Государственного совета он провозгласил, что земля есть собственность помещиков, но не крестьян, на ней живущих. Это и стало главным препятствием для освобождения крестьян, хотя царь понимал пагубность крепостного права. Он стремился по возможности подчинить власть помещиков государственному контролю, ограничить их влияние. Но на местах законы игнорировались. Крестьянин даже не имел права жаловаться на произвол. В рассказах Тургенева «Льгов», «Малиновая вода», «Ермолай и мельничиха», «Бурмистр» можно видеть множество эпизодов расправы помещиков над крестьянами и абсолютного бесправия последних в николаевскую эпоху.

Между тем по приказу царя в столице работают 6 тайных комитетов, в которых рассматриваются вопросы обустройства крестьян. В 1842 году, когда Тургенев подает прошение о принятии его на службу в Министерство внутренних дел, была сделана попытка наделения крестьян землей на правах аренды. Эта попытка закончилась безрезультатно. В 1846 году Л.Я.Перовский предложил свой план, согласно которому крестьяне, продолжая оставаться крепостными, переставали быть собственностью хозяев13. Тургенев, служивший ещё в 1845 году в канцелярии Перовского, надо думать, знал проблему изнутри и был в курсе планов правительства. Написанный в 1846 году рассказ «Хорь и Калиныч» несёт следы раздумий писателя над проектами, создававшимися в Комитетах: его герой Хорь как будто склонен поддержать предложенный Перовским план. Он не спешит откупаться от своего барина, ибо свобода чревата для него новым, чиновничьим произволом, в то время как помещик защищает его от чиновника, выполняя на селе административные, судебные, фискальные обязанности.

Хотя при Николае I крепостное право было несколько ограничено, повсюду царил полицейский произвол. По воспоминаниям Тургенева, тогда «не только писать было невозможно, дышать было тяжело»: «Бросишь вокруг себя мысленный взор; взяточничество процветает, крепостное право стоит, как скала, суда нет <…> какая-то темная туча постоянно висит над всем… учёным литературным ведомством <…> страх и приниженность во всём, хоть рукой махни»14.

Дух бюрократической регламентации поневоле захватывает жизнеустройство и в помещичьей усадьбе. Казарменная система, установившаяся в столице, как в капле воды, отражается в деревне. Мать Тургенева сама «пишет законы» в своём уделе (ведутся книги: «Чем недовольна», «Книга записей неисправностей моих людей»). В рассказе «Контора» из «Записок охотника», в главе из романа «Два поколения» «Собственная господская контора» Тургенев рисует сатирический образ барыни, «творящей  законы», по которым должны жить «её люди». Дух страха и раболепства царит вокруг неё. В набросках к рассказу «Русский немец и реформатор» писатель задумывает создать гротескный образ помещика, до мелочей регламентирующего жизнь своих  крепостных. В стихотворном эпиграфе к рассказу Тургенева «Лес и степь» звучит протест против утеснительных правил нового царства; русский человек, по сути своей свободен, он

Идёт себе – поёт себе беспечно;

                                   Идёт… куда? не знает! бесконечно

                                   Бегут, бегут, несвязные слова.

                                   Приподнялась уж по следу трава…

Ему другой вы не сулите доли –

Не хочет он другой, разумной воли…15

В кружке В.Г.Белинского, в кругу журнала «Современник», в общении с А.И.Герценом, в пору обсуждения «Выбранных мест из переписки с друзьями» Н..Гоголя и Письма Белинского к Гоголю Тургенев обретает единомышленников, разделявших критическое отношение писателя к крепостному праву. В эпоху Николая I они были подготовителями крестьянской реформы в общественном сознании. Позиция Тургенева тогда не осталась незамеченной властями: арест и последующая ссылка писателя были во многом обусловлены антикрепостническим характером его творчества и, прежде всего, «Записок охотника»16.

В разделе выставки, посвященном этому периоду, мы акцентируем внимание на инсталляции, где реконструируется, посредством мемориальных предметов, «Собственная господская контора», в том виде, как она описана в романе «Два поколения»: на столе – «Свод законов гражданских и межевых» (1833) из мемориальной библиотеки Тургенева, походная чернильница писателя, факсимильное воспроизведение титульного листа книги «Записи неисправностей моих людей» В.П.Тургеневой, издания по агрономии на французском языке, счёты. На стене: подлинный «План леса в даче села Спасского-Лутовинова», копия с портрета основателя усадьбы – И.И.Лутовинова, а также лубок XIX века, иллюстрирующий события войны 1812 года, рядом – шкаф с книгами и архивными делами о взаимоотношениях владельцев Спасского с их крестьянами.

Отдельным блоком – на стене и в витринах – первое издание «Записок охотника», факсимиле страницы реферата Тургенева «Несколько замечаний о русском хозяйстве и о русском крестьянине» (1842), живописные полотна Л.И.Курнакова «Тургенев и крестьянин» (1951) и Ю.А.Титова «Тургенев и Белинский в Зальцбрунне» (1951). Ряд небольших акварелей Г.П.Косенкова (1970-х годов) иллюстрируют эпизоды из «Записок охотника» и быт крестьян Спасской усадьбы.

События революции 1848 года, существенно повлиявшие на становление Тургенева как либерала-постепеновца, представлены на выставке сочинениями деятелей революции – Ж.Мишле и Л.Блана, посвящёнными истории французской революции (1847). Здесь же книга Н.И.Тургенева «Опыт теории налогов» (1818), как полагают, подаренная автором отцу писателя, сочинение П.Д.Пассенана на французском языке «Россия и рабство» (1822) – все эти книги из библиотеки писателя входили в круг его чтения, утверждали его в неприятии крепостнических порядков России, выразившемся с особой остротой в рассказе «Муму». Главный герой рассказа – Герасим представлен на выставке в виде куклы (работа художника Л.Е.Жмакиной), которая и завершает данный раздел выставки.

 

 

Раздел  IV. Освобождение

 

Эпоху Александра II справедливо называют эпохой великих реформ. Царь с самого начала своего правления считал освобождение крестьян самой главной своей задачей. Уже в 1856 году Александр II объявляет о своём намерении Московскому дворянству. В январе 1857 года создаётся Комитет для крестьянских дел, а через год – Главный комитет по улучшению быта крепостных крестьян. В губерниях также создаются Комитеты, возглавлявшиеся губернскими предводителями дворянства. Они должны были на местах вырабатывать предложения к Закону об улучшении быта крепостных крестьян. Комитеты успешно завершили свою работу к сентябрю 1859 года. Следующий год – год согласования предложений и выработки проекта освобождения крестьян в редакционных комиссиях. Итоги их работы подводит Главный комитет во главе с генералом Я.И.Ростовцевым, в который входила группа единомышленников: Н.А.Милютин, Ю.Ф.Самарин, князь В.А.Черкасский. Ростовцев умер незадолго до окончания работ. Его заменил граф В.Н.Панин.

В период выработки текста Манифеста во главе Комитета встал Великий князь Константин Николаевич, во всем поддерживавший Александра II. 19 февраля 1861 года царь подписал Манифест об освобождении крестьян.

К тому времени напряжение в обществе достигло своей кульминации. Ожидания породили революционные настроения, активизируется радикальное крыло русской интеллигенции; эти люди полагали, что «Россия – это белый лист, на котором легко можно записать всё то, что диктует наука и социология»17 или по крайней мере, разрушить прогнившие устои общества, чтобы подготовить этот чистый лист. Подобный тип Тургенев выводит в образе нигилиста Базарова в романе «Отцы и дети».

В преддверии крестьянской реформы писатель выразил своё убеждение в её насущной необходимости в «Записке о крепостном праве», анонимно напечатанной в «Revue de Paris» (1857), где он призвал российское дворянство выполнить свой долг перед своими «менее счастливыми братьями». По сути, о том же – в наброске статьи «Несколько слов о современном значении русского дворянства» (1858). Тогда же он выступает посредником между редакцией эмигрантской газеты «Колокол» и партией реформаторов на родине. Он способствует публикации за границей материалов о злоупотреблениях русских помещиков. С другой стороны, он отводит чрезмерные нападки «Колокола» на тех, кто готовил реформу – Александра II, Великого князя Константина Николаевича и др.

В процессе подготовки реформы Тургенев участвует в конкретных мероприятиях, проводимых на родине. «Теперь каждому надобно быть на своём гнезде»18, — писал он. Приехав летом 1858 года в Россию, писатель тут же едет в Орёл, чтобы принять участие в комитетских выборах, остро реагирует на победу представителей реакции. Он активно сотрудничает с партией реформаторов в Орле, в частности, с В.В.Апраксиным, В.К.Ржевским, И.В.Павловым, вероятно, с А.В.Сафоновым. Он следит за происходившими в Орле событиями по письмам И.П.Борисова, А.А.Фета. Имя Тургенева стоит среди тех, кто выразил благодарность царю в виду готовящейся крестьянской реформы («Орловские губернские ведомости», 1858, март). Сам он уже летом 1858 года сообщал Полине Виардо, что на нём не будет отныне клейма владельца душ19.

Писатель с энтузиазмом воспринял Манифест 19 февраля. Вместе с группой русских (среди которых был декабрист Н.И.Тургенев) он заказал благодарственный молебен в русской церкви в Париже. Он осознавал огромное значение этого исторического события. Впоследствии он неизменно проводил в жизнь принцип наибольшего благоприятствования крестьянам в своих имениях.

Тургенев вместе с группой реформаторов (среди которых Великая княгиня Елена Павловна, князь В.А.Черкасский, Н.Я.Ростовцев) задумывает издание журнала для землевладельцев, который помог бы им ориентироваться в условиях переходного периода: он пишет проект журнала «Хозяйственный указатель» (1857). Считая необходимым обеспечить доступ к образованию для крестьянских детей, Тургенев составляет проект Общества для распространения грамотности и первоначального образования в России (1860). Во 2-ой половине 1860-х годов он предпринимает строительство школы для крестьянских детей в Спасском-Лутовинове, открывает богадельню для стариков. Политические задачи момента были сформулированы Тургеневым в письме к Александру II – в нём содержались предложения конституционных реформ; письмо, впрочем, до адресата не дошло. Писатель выступает с позиций либерала-постепеновца, остаётся верным девизу: «Без поспешности, без промедления».

Радикальная часть русского общества избирает иной путь – классовой борьбы, революции. Разочарованность в дворянстве как «передовом классе» выразилась у Тургенева в романе «Отцы и дети». Но и новое поколение, по мысли писателя, не способно было пока ещё предложить идеалы новой России. Между тем, общество, где «всё перевернулось и только укладывается», не было готово к свободе – и правые, и левые желали «сильной руки», призывали диктатуру. Эти настроения нашли отражение в романе «Дым».

Тургенев был свидетелем зарождения в России терроризма: это движение впервые предстаёт русскому читателю на страницах романа «Новь». Писатель потрясён убийством в марте 1881 года Александра II и первым в русской провинции построил у себя в усадьбе часовню во имя Св. Александра Невского – в память царя-освободителя.

Тургенев считал, что главное дело его жизни осуществилось: он исполнил свою «аннибаловскую клятву». Он говорил: «Всё, что хотел бы пожелать для своей могилы,- это чтобы на ней были выгравированы слова о том, что моя книга («Записки охотника») послужила делу освобождения крестьян»20.

Данный раздел выставки призван осветить деятельность Тургенева в период крестьянской реформы. Здесь помещены редкие документы того времени: «Орловские губернские ведомости» с Адресом орловского дворянства (1858, март), «Уставная грамота с.Спасское-Лутовиново» (1862), «Дело Мценского земского исправника о распространении ложных слухов между крестьянами г.Тургенева» (1858), Список крестьян-пенсионеров Тургенева (1860-е годы), «Сведения о продаже имений, земель, лесов, находящихся во владении И.С.Тургенева (1867-1876 годы), «Дело о постройке часовни в Спасском-Лутовинове» (1881). События времени представлены живописными полотнами: «Тургенев у Герцена в Лондоне» художника Шелманова (1951), «Спор в редакции журнала «Современник»», «Чернышевский читает прокламацию «Воззвание барским крестьянам»» Ю.Казмичева (1950-е годы), «Сцена в кабаке» (иллюстрация к роману «Новь») П.Н.Пинкисевича. Иконография представляет главных действующих лиц важнейшего периода отечественной истории: Александр II, Великий князь Константин Николаевич, Великая княгиня Елена Павловна, Н.А.Милютин, князь В.А.Черкасский, В.В.Апраксин и др. В витринах – подборка газеты «Колокол» за 1857-1867-68 годы, сборник «Крестьянское дело в царстве польском» (1859) из мемориальной библиотеки Тургенева, прижизненные издания романов «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», «Дым» и «Новь». Среди прочего, в этой части выставки можно видеть первый снимок часовни во имя Св. Александра Невского В.Каррика (1883) и литографированное изображение церкви Спаса на крови в С.-Петербурге, построенной на месте гибели Александра II (художник Н.Кофанов, 1982).

 

 

Раздел  V. Эпилог

 

Тургенев был писателем, которого сама история признала виднейшим деятелем крестьянской реформы. Неслучайно царь Александр II велел передать ему, что, читая «Записки охотника», он неоднократно приходил к мысли о необходимости отмены крепостной зависимости. Присвоение писателю в 1879 году звания почётного доктора гражданского права Оксфордского университета по преимуществу было обусловлено антикрепостническим значением его «Записок охотника».

Последовавшая за отменой крепостного права эпоха принесла немало разочарований. На местах начинаются крестьянские волнения, усиливается радикализация общества, что провоцирует замораживание реформ. Один за другим уходят реформаторы. Наступает реакция. Крестьяне, хоть и признанные свободными людьми, попадают в новую зависимость. Деревня переживает расслоение, распродаются, расхищаются земли, зарождается кулачество, происходит обеднение большой массы крестьянства, которое продолжает свой крестный путь. На этом пути встретится ещё немало реформаторов – Столыпин, большевики с их лозунгом «Земля – крестьянам!», который обернётся раскулачиванием и новым закрепощением. Крестьяне ещё спасут Россию от голода в Отечественную войну и в послевоенные годы. Наступят для деревни новые времена. Им посвящена целая литература: Астафьев, Абрамов, Распутин, Носов, Белов, Овечкин – прямые наследники Тургенева в нашей литературе. В их произведениях – правда об уходящей деревне, прощальный поклон ей. Стало быть, все мечты, все труды и страдания были напрасны? Но недаром жива надежда и неистребима в нас любовь к земле, вечная тяга к ней, к этим деревьям, травам, цветам… И Тургенев остается в русской литературе певцом деревни и созидательного труда на земле – что ни говори, это вещи более древние и неизменные, как сама природа.

Выставку заключают акварель Л.И.Курнакова «Мастеровые благодарят Тургенева за «Записки охотника»» (1957), факсимиле стихотворения в прозе Тургенева «Деревня», сочинения писателей-«деревенщиков», Берегиня из соломки, работа народного мастера В.Соколовой, как символ вечно хранящей крестьянина родной земли.

 

 

Примечания.

 

  1. Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем в 30 т. 2-е изд. Соч. Т.11. М., 1983. С.9.
  2. Салтыков-Щедрин М.Е. Собр. соч. в 20 т. М., 1965-1977. Т.9. С.45.
  3. Тургенев И.С. Указ. соч. Т.1. С.422.
  4. Тургенев И.С. Указ. соч. Т.1. С.421.
  5. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914. М., 1995. С.43-44.
  6. Куфаев М.Н. История русской книги в XIX веке. Л., 1927. С.43.
  7. Тургенев И.С. Указ. соч. Т.3. С.60.
  8. Леонтович В.В. Указ. соч. С.58.
  9. Леонтович. Указ. соч. С.55.
  10. Карамзин Н.М. Письмо сельского жителя. Соч. Т.7. Пб., 1834. С.252.
  11. Возвращаясь из заграничного путешествия, Тургеневы посетили знаменитого пчеловода Петра Ивановича Прокоповича. См.: Чернов Н.М. Тургеневы в чужих краях в 1822-23 годах //Спасский вестник. №7. Спасское-Лутовиново, 200. С.88.
  12. Житова В.Н. Воспоминания о семье И.С.Тургенева. Тула, 1961.
  13. Леонтович В.В. Указ. соч. С.144.
  14. Тургенев И.С. Указ. соч. Т.11. С.45.
  15. Тургенев И.С. Указ. соч. Т.1. С.65.
  16. Тургенев И.С. Указ. соч. Т.11. С.202, 204.
  17. Кульчицкий Л. История русской революции. Т.I. Гота, С.292.
  18. Тургенев И.С. Указ. соч. Письма. Т.3. С.270.
  19. Тургенев И.С. Указ. соч. Письма. Т.3. С.349, 403.
  20. Фори Б. Воспоминания о Тургенева //И.С.Тургенев в воспоминаниях современников. Т.2. М., 1983. С.284.