«Да, смею сказать, недаром хлеб свой ем...»

«Да, смею сказать, недаром хлеб свой ем...»

Сегодня речь пойдет о комедии И. С. Тургенева «Нахлебник». Из истории произведения: комедия была написана в 1848 году. Интересно, что первая редакция под названием «Нахлебник» была предназначена для третьего номера «Отечественных записок» (русский литературный журнал ХIХ века) 1849 года, но была запрещена цензурой 22 февраля 1849 года. Впервые опубликована в журнале «Современник» (1857, № 3) под заглавием «Чужой хлеб. Комедия в двух действиях». Третья редакция пьесы 1861 года впервые была опубликована только в 1869 году.

Интересный факт: пьеса дважды не игралась на сцене. Одна из загадок «Нахлебника» – ее запрет цензорами. В 1862 году не прошедший цензуру вариант с новыми правками не был сыгран, поскольку царская цензура признала пьесу «совершенно безнравственной, наполненной выходками против русского дворянства».

Затем, итальянский композитор Чезаре Далл’Олио написал по пьесе И. С. Тургенева оперу, которая, по неизвестным нам причинам, так и не увидела сцену.

О героях произведения. В самом начале, автор сразу даёт нам развернутые характеристики героев: возраст, социальный статус, внешность, в чем они одеты. Помимо этих характеристик, представлены и  нравственные черты действующих лиц пьесы. Для писателя важно заранее сформировать у читателя своё отношение к героям, не акцентирую внимания на их человеческой сути. Прочитав уже это описание, складывается мнение, что герои комедии жестокие, хладнокровные, не знающие сострадания и милосердия. Первые представлены Павел Николаевич Елецкий «…петербургский чиновник; холоден, сух, неглуп, аккуратен… Человек дюжинный, не злой, но без сердца»; Флегонт Александрыч Тропачев, богатый помещик, бывший кавалеристом, «по природе грубоват и даже подловат».

На этом мрачном фоне выделяются характеристики Ольги Петровны Елецкой, жены петербургского чиновника, хозяйки имения, которая названа «добрым, мягким существом», и Ивана Кузьмича Иванова, очень бедного соседа, «смирного и молчаливого существа, не лишенного своего рода гордости»

Только один персонаж не снабжен никакими авторскими комментариями относительно его нравственных качеств — Василий Семеныч Кузовкин. О нем сказано только, что «носит сюртук со стоячим воротником и медными пуговицами», а до этого даны сведения о его бесправном положении, несмотря на благородное происхождение: «дворянин, проживающий на хлебах у Елецких…».

О сюжете. В поместье приезжают хозяева: Ольга Петровна Елецкая, до замужества Корина и её супруг Павел Николаевич Елецкий. Для того чтобы, встретить своих хозяев как положено, до их приезда в имение пребывает управляющий домом Нарцыс Константиныч Тремблинский, человек достаточно пронырливый, крикливый, да к тому, же постоянно находящийся в своих хлопотах. Встречают молодых хозяев Василий Семёнович Кузовкин, Иван Кузьмич Иванов «мирное, молчаливое существо…», и нечистый на руку, управляющий поместьем Егор Карташов. По прибытию супругов в своё имение, к ним в гости приходит сосед, Флегонт Александрыч Тропачев, со своим адъютантом, бедным и глупым человеком Карпачовым.

Во время утренней трапезы, помещик Тропачев уговаривает Елецкого, напоить Василия Семёновича Кузовкина, для того, чтобы от души над ним повеселиться.  Его заставляют рассказывать, о том, как тяжело ему приходилось со своими родными. С теми, кто претендовал на его законное сельцо Ветрово. Его вынуждают петь песню и исполнять роль местного шута. Во всём этом балагане Кузовкин проговаривается, что Ольга Петровна Елецкая приходиться ему родной дочерью.

Наутро, Павел Николаевич Елецкий предлагает Кузовкину переехать в другое место, предлагая ему жилье и деньги. На что Ольга начинает допытывать причину данного переезда у Кузовкина. Сдавшись под напором, тот рассказывает ей, что у матери Ольги было двое сыновей, которые вскоре после рождения скончались.  И о том, что батюшка её начал изменять матери с соседкой, а после и совсем бросил семью. Однако, он не стал рассказывать о сближении его с матерью Ольги. И то, что он точно является её отцом, доказать к сожалению, также не может.

После всего этого рассказа, супруги решили предложить старику десять тысяч рублей, в ответ на то, что Кузовкин откажется от своих слов. Не страх руководит решением Кузовкина отказаться от своих слов, а желание оградить дочь от потрясений. Взамен он получил право рассказать Ольге Петровне свою жизнь, избавиться от груза прошлого и его страшной власти над собой и узнал, что такое сострадательная забота дорогого тебе человека. «Я успела оценить вас, Василий Семеныч», — говорит Ольга, и с этой оценкой готов согласиться читатель.

Главная мысль произведения заключается в том, что, на несовпадение нравственного содержания личности и ее места в социальной иерархии, важно и нужно сохранить свою значимость и престижность.

Смотреть полную версию выставки «Да, смею сказать, недаром хлеб свой ем…»

Научный сотрудник Отдела фондов: Полякова А. Я.