"Творчество Леонида Андреева в комментариях"

"Творчество Леонида Андреева в комментариях"

Цикл публикаций «Творчество Леонида Андреева в комментариях».

«МЫСЛЬ»

Впервые рассказ  «Мысль» был опубликован в журнале «Мир божий» №7 за 1902 год, с посвящением жене писателя Александре Михайловне Андреевой. Осенью 1913 года у Андреева возникла идея на основе рассказа написать одноименную пьесу. Это во многом было связано со стремлением писателя реализовать одну из центральных идей его теории «театра панпсихизма»: «Жизнь стала психологичнее, если так можно выразиться, в ряд с первичными страстями и “вечными” героями драмы: любовью и голодом – встал новый герой — интеллект. Не голод, не любовь, не честолюбие: мысль, человеческая мысль в ее страданиях, радостях и борьбе – вот кто истинный герой современной жизни, а стало быть, вот кому и первенство в драме».

Андреев придавал большое значение новаторским идеям, заложенным в «Мысли», и потому, узнав о согласии совета Художественного театра на постановку, настаивает на ее скорейшем осуществлении. Премьера «Мысли» в МХТ состоялась уже 17 марта 1914 г., а в апреле театр с этим спектаклем приехал на гастроли в Петербург.

Реакция критики на постановку «Мысли» была в подавляющем большинстве отрицательной. Пресса, сначала московская, а затем и петербургская, буквально обрушилась на автора с обвинениями в чрезмерном смаковании мрачных начал человеческой психики и стремлении к драматической вычурности. Но, и сам писатель был недоволен постановкой своей пьесы.

Многие критики осуждали не само произведение, а его мхатовскую интерпретацию. Например, А. Кугель писал: «Пьеса трактована крайне вульгарно, крайне натуралистично, крайне обыденно».  К. Арабажин также утверждал, что Художественный театр «совершенно не понял одного из самых блестящих произведений талантливого писателя… Постановкой этой москвичи обнаружили и дурной вкус, и недостаток любви к литературе… Трагедию мысли превратили в плохую бытовую мысль».

В последующем «Мысль» изредка появлялась на провинциальной сцене. В 2013 году Орловский муниципальный театр «Русский стиль» отметил столетие пьесы ее новой постановкой в жанре психологического детектива (режиссер – заслуженный артист России, художественный руководитель театра Валерий Симоненко).